отношения

Произойдет ли скорый распад моногамных браков?

Частные разводы и воздержание от брака не говорят ли о скором распаде моногамного постоянного брака как такового?

Короткого и простого ответа на этот вопрос, очевидно, нет. Это многогранная проблема, переплета­ющаяся с множеством других проблем. Все же я хотел бы обратить внимание лишь на одно, но, по-моему, очень существенное — и малоисследованное — явле­ние. Речь идет о вынужденной мужской эмансипации. Чтобы понять причины этого явления и его по­следствия, надо бросить короткий взгляд в недавнее прошлое — в тот период, когда протекал процесс, по­лучивший название женской эмансипации. Успехи, до­стигнутые человечеством в науке, технике, экономике, в области образования и культуры, — и в особенности те победы, которые одержала демократия в цивилизо­ванных странах, — все это создало условия для корен­ного изменения положения женщины в обществе.

Бы­стро возросли самосознание и образовательный уровень женщин, постепенно возрос их удельный вес в сфере интеллектуальной деятельности, в экономике и поли­тике. Женщины составляют теперь уже большинство среди педагогов и врачей, они становятся учеными, директорами, членами правительств и главами госу­дарств. Главной характерной чертой этого процесса было приобретение почти всеми женщинами той эко­номической и психологической самостоятельности, ко­торая в конечном итоге дала им совсем иные, чем прежде, возможности для устройства своей семейной жизни и для самореализации. В историческом аспекте процесс женской эмансипа­ции прошел в исключительно короткий срок — то была не эволюция, а настоящая революция. Столь коренные и быстрые изменения в обществен­ном положении слабого пола не могли не оказать воз­действия на психику мужчин и на их отношение к женщинам. Представление, будто в традиционной мо­ногамной семье мужчина являлся безжалостным при­теснителем и эксплуататором своей супруги, подавлял ее интересы и желания, — примитивно и необосновано. Это то же самое, как если бы сказать о современных мужчинах, что они все алкоголики, или о женщинах, что все они распутницы. Значит, в прошлом общей закономерностью было все же иное обстоятельство — мужчина в прямом и буквальном смысле слова являлся главой своей семьи и должен был, максимально ис­пользуя свою работу, умение и способности, обеспе­чивать благосостояние своей жены и детей. Само со­бой разумеется, что при наличии материальных труд­ностей и в условиях социального неравенства мужу далеко не всегда удавалось успешно справляться с этими обязанностями. И все же муж ощущал ответст­венность за свою семью, будучи в этой своей роли признанным и уважаемым обществом ее руководите­лем. Что же в таком случае произошло в результате эман­сипации женщин? А то, что постепенно мужчина стал все острее сознавать, что жена, о которой он должен был заботиться и защищать ее, отлично способна спра­виться со всем этим сама, без его помощи. Муж заме­тил также и то, что жена его стала теперь самостоя­тельной, способна сама решать, как ей следует жить, и предпочитает сама выбирать себе спутника жизни или друга. Резко возросло число разводов по инициа­тиве женщин, престиж мужа как главы семьи начал падать. Прежняя, из поколения в поколение переда­вавшаяся роль мужа оказалась деформированной. И нет ничего удивительного в том, что в этой ситуации мужчина начал сознательную — впрочем, по большей части даже инстинктивную — переоценку своих функ­ций мужа и главы семьи, причем лейтмотивом этой переоценки стал принцип: если уж равенство, так равенство во всем (или почти во всем). Ведя речь о женской и мужской эмансипации и воз­действии ее на развитие общества — в особенности на отношения полов, — нельзя не заметить очевидной принципиальной разницы этого явления в отношении женщины и мужчины. Если для женщин эмансипация означала прежде всего достижение равного с мужчи­нами общественного положения и вытекающее из этого расширение ее семейных прав и обязанностей, то муж­ская эмансипация ограничилась в основном измене­нием роли мужчины в семье — прежде всего освобож­дением его от обязанностей авторитарного главы семьи. Несмотря на то, что как женская, так и последовав­шая за ней мужская эмансипация были вызваны зако­номерностями общественного развития — прежде всего успехами, достигнутыми в науке, технике и производ­стве, — тем не менее поиск верной роли в претерпев­шей коренные изменения новой структуре семьи ока­зался для многих женщин и мужчин трудным. Часть мужчин, например, считают, что в современной ситуации мало надежд найти преданную семье верную жену, и потому предпочитают оставаться одинокими. Недостаточная приспособленность к современной се­мейной жизни — одна из причин злоупотребления алкоголем. К сожалению, нет недостатка и в женщи­нах, которые, прячась в тень эмансипации, легкомыс­ленно заводят себе новых половых партнеров, совер­шенно не беспокоясь о воспитании детей. Вполне вероятно, что именно из-за перечисленных причин в цивилизованных странах растет число людей, не желающих связывать себя традиционной семьей. По данным А. Тоффлера, уже сейчас большинство граждан США живут вне т. н. нуклеарной семьи. По данным того же автора, только за период между 1970 и 1978 гг. число одиноких американцев в возрасте от 14 до 34 лет возросло почти втрое — от 1,5 млн. до 4,3 млн. В Советском Союзе живет в одиночестве около 50 млн. человек, среди них 35 млн. женщины. Итак, суммировать и подытожить все плюсы и ми­нусы тех сложных процессов, которые произошли в семье, нелегко. Ясно одно: как перечисленные выше, так и многие другие объективные и субъективные фак­торы оказали сильное влияние на отношения полов. Положительным можно считать, например, то, что отношения между мужчинами и женщинами стали более прямыми и честными. С другой стороны, нельзя не заметить, что эти отношения стали в то же время несколько более поверхностными: часто недостает взаимопонимания и дружеского постоянства, которые на самом деле так нужны людям в жизни. В связи с изменением отношений в семье и переоценкой семей­ных ценностей можно уверенно сказать: традиционная моногамная семья вот уже несколько десятилетий на­ходится в кризисном состоянии. Главная особенность этого кризиса в том, что никто из семейной пары — ни муж и ни жена — не знает точно, чего он, соб­ственно, может и должен желать от своего супруга, чего он от него ждет и что сам он для своего семей­ного счастья готов сделать и от чего отказаться. Однако, если уж мы говорим о кризисе семьи, то он вовсе не означает ее угасания, исчезновения. Брак всего лишь приобрел новое содержание и, возможно, новые формы. Представляется, что в нынешней ситуации важней всего, чтобы у нас было сознательное стремление привести динамику общественного развития в соот­ветствие е существующими биологическими законо­мерностями, которые были и останутся практически неизменными. Не будем забывать, что, несмотря на социальный и экономический прогресс общества, че­ловечество по-прежнему состоит из двух столь необ­ходимых и стремящихся друг к другу частей — муж­чин и женщин. И никакая эмансипация не умалит в глазах мужчины благородных нравственных достоинств женщины, ее душевной теплоты и других женственных ценностей, так же как и в глазах женщины не снизит она достоинств мужественности, для которой харак­терны прежде всего смелость в преодолении трудно­стей и умение быть неколебимой опорой своей жене и семье. Я хочу надеяться, что наша молодежь найдет в бы­стро меняющемся современном мире верный путь для создания такой семьи, где дети ощущали бы любовь своих родителей, где создавались бы условия для мак­симального развития их способностей и формирования людей со здоровой психикой. Думаю, что преодоление кризиса семьи зависит на нынешнем этапе в первую очередь от благоразумия и мужчин, и женщин, от их чувства ответственности, от готовности идти на разумные уступки — и, наконец, от сознания, что ничто не требует от нас большего самоконтроля, более высоких моральных стандартов и благородных идеалов, нежели свобода.