Наталья Котова, исполнявшая обязанности главы Челябинска последние месяцы наконец прошла сито конкурсного отбора и официально возглавила столицу Южного Урала. Тут же она анонсировала масштабную административную реформу в мэрии, начав с упразднения казалось бы «вечной» должности первого вице-мэра, которую она и сама занимала еще полгода назад. О том, почему ее программа не подходит для миллионного города, о кризисе легитимности и проблемах, которые не решить привычными подходами рассказал в интервью «УралПолит.Ru» эксперт Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Владимир Чудаев.
«Котова и раньше вела себя по-хозяйски»
– Наталью Котову избрали мэром – насколько грамотная и выполнимая программа у нее была на конкурсе и насколько ожидаема победа?
– Никакой интриги с тем, кто станет главой Челябинска, нет уже с августа. После того, как ее выдвижение поддержал губернатор Текслер, победа Котовой в конкурсе была неизбежна. Вполне по-хозяйски Наталья Петровна, будучи в статусе врио, подходила к формированию состава городской думы. Что касается программы, то здесь пока сложно судить. Дело в том, что заявленные в период конкурса тезисы на программу развития миллионника не тянут. Основные направления работы: улучшение благоустройства, изменения в работе общественного транспорта, привлечение средств регионального и федерального бюджета, о которых говорит новый градоначальник, по большому счету – рутинные задачи главы любого российского города. То же мы слышали и от Тефтелева, и от Елистратова.
– Сразу после выборов она заявила, что в мэрии грядут серьезные изменения, в частности, будет в ближайшее время упразднена должность первого вице-мэра – предыдущие главы тоже начинали с этого или это такое ноу-хау?
– Перемены в администрации города идут с лета. Сделано очень многое для того, чтобы избавить мэрию от влияния городских элитных групп, избавиться от многих одиозных руководителей, с которыми принято ассоциировать застой и упадок, в котором находится Челябинск уже около 10 лет. С принятием новой структуры они будут завершены. Главная задача, которую хочет достичь Котова, добиться равноудаленности от влиятельных городских кланов. При этом ставка будет делаться на усиление административной управляемости городского округа. Это логично. Но в стратегическом плане ошибочно, так как в Челябинске со времен Юревича нет проблем с административной управляемостью. Но вот с прозрачностью управления, с контролем над административным аппаратом со стороны городского сообщества огромные проблемы.
Пока, к сожалению, не видно, что у Котовой есть понимание данной проблемы. Пока все сводится к чисто технологическим приемам взаимодействия с горожанами в интернете и социальных сетях. Это работает, так как очередные провалы в благоустройстве (скандал с установкой защитных экранов, остановочных комплексов, ремонт подземного перехода на Площади Революции) можно еще списать на руководителей, которые были назначены предшественниками. После утверждения новой структуры эта возможность будет закрыта. Кроме того, популистский подход опасен тем, что превращает руководителя в заложника общественных настроений, которые легко модерируются, а власть превращается в объект манипулирования все теми же «равноудаленными» кланами, которые будут добиваться от нее постоянных уступок в ущерб общественным интересам.
«Избрание без выборов делает Котову уязвимой»
– в СМИ обсуждают, что Наталья Котова собирается в отпуск. Когда в прошлом месяце в отпуск после выборов ушел зауральский губернатор Вадим Шумков там начались регулярные публичные скандалы и социальные конфликты. Можно ли сказать, что отпуск Котовой – это еще и стресс-тест для администрации, после которого можно будет какие-то выводу делать о команде – кто вписывается, кто нет?
– Отпуск Котовой можно считать венцом долгого пути к победе, завершающим значимый этап в карьере чиновника второго уровня. В то же время я не вижу никаких рисков для Котовой на период ее отсутствия ни в политике, ни в экономике. У челябинской муниципальной власти огромный запас прочности после выборов депутатов и главы. Основные договоренности с городской элитой достигнуты. До весны все будут озабочены выборами в ЗСО, а дальше – уже избирательная кампания развернется. Там могут быть неприятные инциденты. Поэтому в отпуск сейчас – самое время.
– У Текслера и Шумкова после выборов рейтинги начали откатываться вниз – как говорят политологи «нельзя все время работать в предвыборном режиме». Котову подобный спад в работе тоже может ждать?
– Популярность Котовой имеет совсем другую природу. Нельзя ее никак сравнивать с губернаторской, которая, хоть и корявенько, но прямо связана с легитимностью, полученной на прямых выборах. Котова через выборы не проходила. Это делает ее очень уязвимой в глазах городской элиты, а так же значительной части горожан. Имидж сильного руководителя и соответствующий стиль руководства, который она демонстрирует, отчасти может компенсировать этот недостаток, но только на время. Вопрос легитимности, чем дальше, тем острее будет выходить на первый план. Выходом для Натальи Петровны может стать только возвращение прямых выборов. Возможно, в следующем году это и произойдет. Поэтому спад в активности для нее пока просто недопустим.
«Уровень проблем Челябинска давно перерос возможности их снятия методами новой команды»
– И возвращаясь к реформе – в Челябинске много проблем, которые надо решать сегодня – от уборки города и проблем с ЖКХ до экологии – стоит ли опасаться, что административные реформы, перетасовка команды негативно скажется на темпах решения?
– К сожалению, уровень накопленных в Челябинске проблем давно перерос возможности их снятия теми методами, которые пока использует новая команда. Хочу подчеркнуть: провалы в благоустройстве, градостроительные ошибки, локальная экономическая депрессия ряда отраслей – прямое следствие авторитарной модели управления, сложившейся еще при Михаиле Юревиче. Одним из механизмов этой модели было отказ от реальной общественной дискуссии, подавление оппозиции и манипулирование общественным мнением.
Наталья Петровна была членом его команды в период расцвета. Поэтому, очевидно, может симпатизировать подобному стилю руководства и стремиться его возродить. Да, такая модель позволяет добиться краткосрочного успеха. Но в долгосрочной перспективе катастрофична для города. Сейчас только ленивый не пнул Юревича за «дорожную революцию», которая не просто превратила Челябинск в город для автомобилей, но и уничтожила значительные массивы зеленых насаждений. Результат – ухудшение экологической обстановки, падение пешеходной доступности многих объектов в центре.
Но было и другое, о котором говорят сейчас реже, или просто замалчивают. Массовая застройка окраин города при фактическом уничтожении общественного транспорта, строительстве крупных торговых центров, принадлежащих тому же Юревичу, фактически убили центр Челябинска. Сегодня большинству из нас ехать в центр города просто незачем! Справку от госорганов можно получить или через интернет или в МФЦ, которые расположены на периферии. Купить что-то или провести время можно в огромных ТРЦ. Гулять в центре Челябинска тоже негде: нет набережной, комфортного пешеходного маршрута между рекреационными зонами (парки Пушкина и Гагарина – пешеходная Кировка) тоже нет. Еще 15 лет назад он был куда удобнее. Единственная функция центра, которая как-то сохраняется – логистическая. Чтобы попасть из района в район мы вынуждены проезжать через этот неудобный и неопрятный участок пространства в нашем городе. Как можно скорее нужно решать эту проблему. Но пока мы слышим только о том, что компания, принадлежащая семье Юревича, получила разрешение на строительство очередного ТРК на северо-западе.
– И что со всем этим может сделать Котова с командой?
Мне кажется, Наталья Петровна еще просто не осознает масштабов деятельности, которую ей предстоит разворачивать для того, чтобы добиться качественного улучшения жизни в Челябинске, или просто пока не делится с нами своими истинными планами. Взять хотя бы ее заявление о том, что Челябинску для решения проблем с озеленением можно опираться на опыт Самары. Безусловно, в Самаре достигнуты существенные результаты в этой части благоустройства за последние годы. Но есть и проблемы, о которых уже говорят специалисты: 1) низкий уровень экологической культуры жителей (затаптывание зеленых зон и стихийные парковки на них); 2) фрагментарность и несистемный характер расположения зеленых насаждений; 3) застройка территорий микрорайонов однотипными детскими площадками.
Раз мы принимаем самарский опыт, что мы сделаем для того, чтобы избежать этих ошибок? Пока я не слышу этого от Натальи Петровны. Для экспертного сообщества Самары уже очевидно, что большинство проблем возникли из-за того, что благоустройство осуществляется «сверху вниз», с опорой на чиновничью вертикаль. Говорится о необходимости использовать другой подход на основе системного подхода «снизу вверх», то есть от человека, который и является сущностью местного самоуправления. Если мы посмотрим на нашу городскую думу, еще раз вспомним, какой стиль внедряет мэр и ее команда, то увидим, что пока городские власти собрались двигаться в другую сторону от реального участия челябинцев в жизни города.
Фотографии Елены Мицих, пресс-службы администрации Челябинска
© Сергей Табаринцев-Романов
Источник: