новости

«Похоронил где попало – и все». Легальные кладбища для животных проигрывают стихийным

На днях в пригороде Санкт-Петербурга вандалы разрушили кладбище домашних животных, где жители окрестных районов хоронили своих котиков и собачек. Ситуация – не уникальная. Не так давно аналогичная судьба постигла кладбище для домашних животных в Первоуральске. Ситуация вышла за пределы соцсетей и вылилась в СМИ, журналисты обратились за разъяснениями в мэрию, но чиновники открестились – это не было официальное захоронение и за него власти не несли ответственности. О том, почему ситуация становится источником конфликтов и погромов, и о том, что мешает навести в ней порядок, – в материале «УралПолит.Ru»

«Стихийные кладбища очень опасны»

В соседнем с первоуральском и более крупном Екатеринбурге вопрос с захоронением домашних животных был отчасти решен еще в 2013 году. Именно тогда открылось специализированное платное кладбище для питомцев под названием «Сад памяти». Это – второе на всю страну легальное кладбище на всей территории России (первое находится в Москве). По словам организаторов, идея о создании в Екатеринбурге подобного типа кладбищ, «официальных и цивилизованных», появилась еще в 2007 году. Ее предложили чиновникам администрации города, которые это предложение поддержали, но быстро процесс не пошел – до 2013 года шли поиски подходящей территории. В итоге на договорной основе был выделен участок площадью в четыре гектара в районе Птицефабрики. Именно там по сегодняшний день и находится «Сад памяти».

До появления первого официального кладбища домашних животных, в Екатеринбурге, как и в других городах, существовали лишь незаконные варианты для захоронения. Под удар стихийных кладбищ попадают преимущественно либо лесопарковые зоны, либо территории обыкновенных кладбищ. Пример тому – кладбище на Семи ключах, поделенное на две части. На основной части все как обычно, а прямо за забором расположились могилы животных. Горожане хоронят здесь своих домашних любимцев, но, разумеется, ни о каком соблюдении закона здесь не идет речи: во-первых, территория городская, а, значит, эксплуатировать ее под частные нужды нельзя; во-вторых, захоронение трупов животных запретили в России четверть века назад. Согласно закону, мертвое животное должно подвергнуться обязательной кремации, чтобы после захоронения не возник риск заражения инфекцией.

«Мы пытались объяснить власти, что такие стихийные кладбища экологически опасны и их нужно немедленно убирать. Обратились в комитет экологии, предложили даже предоставить кремацию трупов животных за свой счет. Но в итоге ни к чему это не привело», – рассказал «УралПолит.Ru» заместитель директора «Сада памяти» Вадим Салий.

«Нарушение морально-этических норм»

«Сад памяти» по своей структуре мало чем отличается от обычного кладбища, разве что на плитах вместо лиц людей – фотографии покойных домашних любимцев. На территории стоят колумбарии, покрашенные в цвета радуги – согласно одной легенде, животные после смерти попадают на радугу. Чуть дальше колумбариев и надгробий стоит крематорий. В нем, как не сложно догадаться, сжигают трупы питомцев. Оставшийся от них прах погружают в урны и хоронят. Впрочем, в 2016 году руководство «Сада памяти» решило специализироваться не только на захоронении праха животных, но и праха людей. Данное решение вызвало серьезный общественный резонанс, а впоследствии привело к митингу под предводительством депутата гордумы Михаила Вечкензина на территории кладбища.

«Прокуратура провела проверку и выявила у «Сада памяти» нарушения морально-этических и санитарных норм. Директор за свою деятельность был оштрафован, – пояснил корреспонденту «УралПолит.Ru» Вечкензин. – Прах людей по закону должен захораниваться в специально отведенных местах, но никак не рядом с животными».

После массового недовольства «Сад памяти» вынужден был вернуться к своей первоначальной задумке как к кладбищу домашних животных. Прокуратура запретила закапывать прах людей рядом с прахом животных.

«Очевидно, что сам митинг был проплачен. Знаю, что там были люди из Нижнего Тагила, и выдавались они якобы за местных жителей. Они [митингующие] говорили, что это ненормально – хоронить животных рядом с людьми, – уверен Вадим Салий. – Я спрашивал Михаила Вечкензина: «Вы были на кладбище в районе Семи ключей?» В ответ: «Нет, не был». – «Ну так езжайте и посмотрите, как там животные рядом с людьми лежат».

«Нужно прививать культуру и приучать к правилам»

По словам депутата Заксобрания Свердловской области Вячеслава Вегнера, корень проблемы в том, что у людей отсутствует культура отношения к домашним питомцам и к своему окружению в целом.

«Люди на сегодняшний день безалаберно относятся к даже своим детям, что уж говорить о животных. Они не несут ответственность за своих питомцев. Похоронил где попало – и все. В идеале животное нужно чипировать, следить за ним, ставить прививки, даже после смерти нужно соблюдать все правила. В нашем обществе царит отсутствие культуры, и, как следствие, отсутствие организации. Чтобы такого не было, людям нужно насаждать культуру, правильное отношение к животным», – прокомментировал «УралПолит.Ru» Вячеслав Вегнер.

Между тем, на Семи ключах появляются все новые и новые могилки. Иногда на надгробия и монументы для питомцев не жалеют средств. Причина этого, по мнению руководства «Сада памяти», заключается в том, что «люди просто не знают, что можно делать захоронение правильно и цивилизованно».

Могилка за забором

Несмотря на возможность сделать все «как надо», импровизированное кладбище домашних животных может возникнуть прямо во дворе, особенно если хозяин живет в своем доме.

«За всю жизнь было три собаки – и все похоронены моим мужем недалеко от дома, в лесу, – рассказала «УралПолит.Ru» пенсионерка Татьяна Антонова из Дегтярска. – Знала, что есть официальное кладбище в городе, но простым людям из пригородов, вроде нас, куда проще не заморачиваться с поездкой и закопать свою родную «животинку» в землю около дома. Большинство так и делает. Да и народ здесь небогатый: у некоторых просто нет возможности кремировать и устраивать похороны питомцу со всеми почестями».

Городские жители, за неимением собственной площади, предпочитают хоронить своих питомцев либо в парковых зонах, либо в лесу. В конце июня этого года появилась информация, что разросшееся челябинское стихийное кладбище в лесопарковой зоне Курчатовского района пугает жителей своим соседством с детской площадкой. До этого жители Кургана случайно обнаружили в лесу массовое захоронение домашних животных. Все они, включая кладбище на Семи ключах, имеют все шансы повторить судьбу первоуральского захоронения питомцев.

По словам Вадима Салия, то, что закон есть, еще не значит, что все будет происходить как предписано – на контроль выполнения просто нет денег. С другой стороны, даже если есть желающие организовать легальное кладбище, возникает проблема с наличием земли и согласованием ее выделения с местными администрациями. Во многих городах готовы открыть кладбище по франшизе, но землю получить больше никому не удалось. В Екатеринбурге, да и на всем Урале, кладбище домашних животных пока стоит в одиночестве.

Ксения Патцук

Фотографии из официальной группы «Сад памяти»

© Редакция «УралПолит.Ru»

Источник: uralpolit.ru