Последнюю неделю весь Екатеринбург обсуждает очередную грустную новость – возможное закрытие одного из старейших и без сомнения, культовых кинотеатров города «Салют». По сути, если это произойдет, событие можно назвать концом целой эпохи – это последний дореволюционный кинотеатр – все они пережили конец императорской России, всю советскую эпоху и худо-бедно «лихие» 90-е. Однако период «сытого капитализма» с массовым строительством торгово-развлекательных центром с современными мультиплексами стал для них приговором. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Три легенды в центре Екатеринбурга
В постсоветское время многие кинотеатры на окраинах Екатеринбурга хирели и зачахли, но три дореволюционных синематографа бились за выживание. Удачное расположение в центре города и разделение по профилю обеспечивало возможности для формирования трафика и заполнения залов. Скажем, в «Октябре» (он же «Колизей») показывали фильмы в условном 3D, а «Салют» с начала 1920-х годов был специализированным детским кинотеатром – за сотню лет в нем хоть раз был в подростковом возрасте едва ли не каждый свердловчанин.
В 90-е на фоне общего кризиса, руководство «Салюта» находило различные возможности для конкурентной борьбы. В 90-е это был один из самых популярных залов – в одном из первых там появлялись технические новинки типа объемного звука или звукопроводящего экрана. В 1998 году «Салют» стал известен во всем мире, когда попал в книгу рекордов Гиннеса с самым длинным прокатом фильма «Титаник» – 19 месяцев. Как рассказал в одном из интервью бывший директор кинотеатра Сергей Федяков, этот фильм спас кинотеатр от разорения – в нем хотели открыть мебельный магазин. Но успех проката был так велик, что спустя два месяца прокатчики подарили копию фильма кинотеатру – с этого момента «Салют» всю прибыль оставлял себе. Это позволило удержать кинотеатр на плаву.
Позже кинотеатр пошел по пути увеличения числа залов – постепенно их число выросло с двух до шести. В середине «нулевых» «Салют» неоднократно становился лучшим региональным кинотеатром страны. Однако, примерно в это время подул «ветер перемен» – начался бум строительства торгово-развлекательных центров с многозальными кинотеатрами внутри. В 2003 году был построен «Екатерининский» с тремя новенькими кинозалами на три сотни мест – немного, но они перехватывали поток с южной части города. В 2007 в «Парк Хаусе» заработали уже 10 кинозалов на больше чем тысячу мест. А дальше «эпидемия» начинает нарастать как снежный ком – в 2008 году открываются «Карнавал» и «Мегаполис» – суммарно 15 залов на две с лишним тысячи посадочных мест, в 2009 – девятизальный мультиплекс в «Алатыре». За следующие 10 лет в Екатеринбурге еще не меньше 30 залов в ТРЦ.
Таким образом, за 15 лет произошло кардинальное изменение трафика зрителей. Если раньше нужно было ехать на конкретный фильм в центр города, зачастую – выстоять очередь в кассу – многие помнят, как на блокбастеры «хвост» очереди торчал на улице. Сейчас – в большинстве отдаленных районов и не только есть огромные центры, в которые люди приходят семьей – прогуляться по магазинам, посидеть в кафе, закупить товаров в продуктовом магазине, заодно можно и в кино сходить – десятки кинопоказов в любое удобное время. Сказывается и инфраструктура – банальное наличие парковки в подземных этажах против центральных улиц со знаками с запрещенной остановкой.
Классические кинотеатры на этом фоне стали терять позиции – в результате «Совкино» закрылся более 10 лет назад – эту площадку присоединили к Театру музыкальной комедии. «Колизей» стал площадкой для различных экспериментов – от показов артхаусных фильмов до различных светских мероприятий, но, судя по всему, в скором времени он разделит судьбу многих своих «коллег». Сейчас кино там не «крутят», осенью он стал основной площадкой пятой Уральской индустриальной биеннале.
Руководство «Салюта» в этом плане проявило большую фантазию и энергию – здесь проводятся международные фестивали, уникальные показы, прокат артхаусного кино и многое другое – по данным, опубликованным на сайте, ежегодно проходит не менее 12 международных кинофестивалей и пять российских кинопремьер. При этом, ежегодно через кинотеатр проходят «сотни тысяч зрителей», утверждается на сайте.
Впрочем, если говорить о фантазии, то этим эксперименты ограничились. Несколько лет назад замдиректора «Салюта» Станислав Словиковский дабы привлечь людей решил разместить на этой площадке клуб, названный в честь режиссера Дэвида Линча в стилистике его знаменитого сериала «Твин Пикс». С временем это превратилось в регулярные вечеринки в формате БДСМ и иных «запретных удовольствий». В конце концов, горожане стали жаловаться сити-менеджеру города Александру Якобу на то, что происходит в детском кинотеатре и как туда после этого детей вести. Тот пообещал во всем разобраться и вскоре руководители сменились.
«Если закроют, то скоро об этом забудут»
Несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что кинотеатр ожидает перепрофилирование – вместо кинопоказов здесь откроется филиал Дома детского творчества – уже с 1 января. Сначала информацию опровергли, но позже на афише кинотеатра появился огромный постер на котором содержался призыв к тому, чтобы отстоять легендарный кинотеатр от закрытия. Появилась и петиция на платформе Change.org под которой подписалось около тысячи человек.
Позже стала появляться противоречивая информация, но если сделать выжимку, то смысл примерно такой: кинотеатр нерентабелен и не способен заработать на обновление, реконструкцию и ремонт, поэтому его закрытие практически неизбежно. С другой стороны, учредителем кинотеатра является ДУМИ, а не управление культуры, поэтому с документами и принятием решений все довольно сложно, нет документов, которые бы прописывали переезд в дополнительное помещение у дома детского творчества. Таким образом, формируется ситуация неопределенности.
«Решение есть. В ДУМИ утверждают, что здание перейдет в ведение департамента образования. Функция кинопоказа сохранится частично. Будут показывать детские и познавательные фильмы», – подтвердили «УралПолит.Ru» в пресс-службе администрации Екатеринбурга
Неопределенность ощущается и в том, как эту новость восприняли, например, пользователи соцсетей. Единой позиции нет – но даже те, кто высказывается против закрытия не готовы отстаивать эту позицию, как, скажем, сквер у театра Драмы.
«Судя по реакции пользователей социальных сетей, которые против закрытия, они не будут активно выступать и требовать сохранить «Салют». Если его закроют, то люди быстро забудут. Нет напряжения, которое обычно бывает, когда что-то хотят построить или наоборот разрушают. Митингов или каких-то протестных настроений в социальных сетях не будет. «Салют» пытался запустить хэштег против закрытия – его не поддержали даже те, кто не хочет закрытия кинотеатра. Хочется сохранить то, что вроде и надо выбросить, но есть ностальгия», – отметил в беседе с «УралПолит.Ru» редактор группы городских пабликов «Интересный Екатеринбург» Иван Колотовкин.
По его мнению, часть защитников кинотеатра легко передумает, если мэрия озвучит реальные затраты на кинотеатр из городского бюджета и стоимость необходимой реконструкции. Такой принципиальной позиции, как во время сноса кинотеатра «Темп» или сноса телебашни в отношении «Салюта» нет. Определенный раскол произошел и среди депутатов городской думы.
«Пока депутаты собирают мнения сторон, а они (мнения) самые разноречивые. Депутаты нашей комиссии и думы в целом тоже разделились во мнениях. Словом, единства относительно судьбы «Салюта» нет. Во всяком случае, пока. Лично я за продолжение диалога, но уже не просто эмоционального, а основанного на расчетах и экономических выкладках», – прокомментировал «УралПолит.Ru» председатель комиссии по местному самоуправлению, культурной и информационной политике и связям с общественностью гордумы Алексей Вихарев.
Он от лица комитета инициировал рассмотрение вопроса на конец ноября – представители мэрии должны будут к этому времени подготовить необходимые данные, в том числе, по экономической деятельности кинотеатра, чтобы можно было аргументированно обсуждать этот вопрос.
«Департамент по управлению муниципальным имуществом, являющийся учредителем МУПа «Салют», склонен закрыть кинотеатр по экономическим соображениям. От ДУМИ мы ждём аргументы и цифры на этот счёт, пока лишь много разговоров об убыточности кинотеатра и его экономической несостоятельности. Но, повторюсь, требуются документальные доводы. Управление культуры администрации города как будто за «Салют», но его точка зрения пока что не оформилась окончательно. На стороне учреждения его администрация и коллектив, не желающий терять работу, что тоже понятно», – отметил Вихарев.
В мэрии «УралПолит.Ru» подтвердили, что профильные чиновники готовятся к заседанию комиссии и готовы представить экономические итоги работы МУПа. Однако озвучить какие либо цифры профильное управление изданию отказалось. Чиновники мэрии подчеркнули лишь, что они «будут неутешительными».
«Свой зритель есть всегда»
Вместе с тем, депутат констатирует, что в «Салюте» давно нет ажиотажа и очередей – люди «голосуют ногами».
«В пользу «Салюта» часть общественников – любителей неформального, экспериментального кино и необычных конкурсов, фестивалей, которыми славится этот кинотеатр. Большей части горожан кинотеатр перестал быть интересен, они голосуют, что называется, ногами, в «Салют» просто не ходят. Он пустует, пребывает в простое, в конкуренции с современными кинозалами в торговых центрах «Салют» явно уступает. Минусовая экономика кинотеатра – основной мотив его возможного упразднения», – считает собеседник издания.
В мэрии заверили «УралПолит.Ru», что социальная нагрузка не исчезнет – «все функции демонстрации социально значимых фильмов возьмет на себя муниципальный ККТ «Космос». Но затронет ли это кинофестивали – неизвестно. Учитывая загрузку концертного зала и дополнительные два небольших зала – это будет не очень равнозначно и удобно для самого ККТ. Количество залов «Салюта» во многом позволяло организовать фестиваль любого формата.
«Для кинофестивалей всегда площадкой являются именно кинотеатры, а не мультиплексы. Оптимально, если есть два-три зрительных зала. Например, в казанском кинотеатре «Родина» с четырьмя залами – это позволяет проводить масштабный международный фестиваль мусульманского кино», – рассказала «УралПолит.Ru» кинокритик Дарья Митина.
По ее мнению, не все определяется близостью к развлекательной зоне современных ТРЦ – у кинотеатров есть свой зритель. Проблема же муниципальных кинозалов зачастую не в том, что люди перестали ходить в кинотеатры, а в том, что администраторы не могут генерировать трафик.
«Конечно, многое зависит от самих прокатчиков – закупайте нормальное кино, а не хлам, и народ повалит в кинотеатры. А с точки зрения менеджмента – у нас зачастую о стоящих кинопоказах люди и не знают. Рекламируют только блокбастеры, которые «на слуху». Но можно же сделать рекламу – городская баннерная сеть, муниципальные СМИ, соцсети – все это можно и нужно использовать, а не жаловаться на убыточность кино», – резюмирует Митина.
Фотографии из социальных сетей кинотеатра «Салют»
© Сергей Табаринцев-Романов
Источник: