новости

Итоги года. Свердловская область: «Все, что у нас происходит, приобретает политический смысл»

Для Свердловской области минувший год выдался по-настоящему горячим. Пусть у нас не выбирали губернаторов, как в Челябинской и Курганской областях, но столица Среднего Урала не раз прорывалась с различными поводами в федеральную повестку – это и конфликты, как противостояние вокруг сквера, так и крупные события международного и федерального масштаба. О том, что запомнится в 2019 году и какие события оказали ход на развитие области в целом в интервью «УралПолит.Ru» политолог, руководитель Экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин.

– Анатолий Станиславович, прошедший год простым назвать сложно – какие бы вы основные события выделили, значимые для Екатеринбурга?

– Да, год был очень насыщенным во всех смыслах. Мы проводили много разных мероприятий, зачастую одновременно несколько крупных форумов – Иннопром и GMIS, или форум 100+ одновременно с празднованием Дня городов ООН. В этом смысле мы вошли в тройку самых событийных городов страны наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Сюда я добавил бы открытие конгресс-холла, по поводу которого было много разных мнений, хотя подавляющее большинство признавало, что конгресс-холл крайне необходимое сооружение для проведения международных мероприятий. Я думаю, что открытие и использование его в полной мере показывает, что Екатеринбург – реально третий город в стране по проведению крупных международных мероприятий. Есть и экономический эффект – по подсчетам регионального минэкономики проведение таких мероприятий дало в сумме 11 млрд рублей. Я думаю, что все эти цифры и события еще больше укрепляют авторитет и репутацию Екатеринбурга как крупнейшего города, который готов к проведению любых мероприятий.

– Тут, вероятно, следует вспомнить о том, что в этом году Екатеринбург официально стал столицей летней Универсиады 2023 года?

– Выигрыш права проведения Универсиады, безусловно, позитивен, но ситуация с WADA наш оптимизм подвергла сомнениям. Тем не менее, уверен, что мероприятие состоится, хотя придется поработать, чтобы убедить людей в том, что Универсиада – это крайне необходимое для нас мероприятие. Если говорить сугубо прагматически, а этот критерий при внимательном рассмотрении и при подведении итогов наверняка будет подтвержден – проведение таких мероприятий – прекрасный повод решить собственные региональные и городские задачи, потому что без включения в крупные федеральные и международные проекты получить деньги из федерального бюджета крайне сложно. 

Все прекрасно понимают правила «нового экономического порядка», если можно так выразиться, который установился за последние годы: те регионы и города, которые умеют грамотно лоббировать свои интересы, включаясь в такие программы, получают соответствующие средства. Мы помним пример Казани, которая чудесно работает в этом направлении и для нас это определенный кейс, который можно использовать, при этом у Екатеринбурга и Свердловской области гораздо больше возможностей, чем у Казани в силу разных причин.

– Часто звучат голоса, критикующий такой «событийный» подход к развитию экономики – без них мы можем заниматься стабильным развитием экономики?

– Тут я напомню недавнюю статью губернатора, посвященную прохождению экватора «Пятилетки развития». Основной пафос этой статьи показывает, что мы с этим проектом очень органично включились в процесс реализации нацпроектов. И то что в адрес исполнителей со стороны губернатора была высказана определенная критика, она была направлена на то, чтобы они трезво оценили результаты и сконцентрировали усилия на тех направлениях, которые еще недостаточно реализованы. Плюсы, конечно, есть, есть рост, но хотелось бы более высоких темпов. Впрочем, по многим параметрам Екатеринбург и Свердловская область безусловно выходит на передовые позиции, по всем параметрам мы входим в «десятку», а по некоторым – в «тройку» лидеров. Для нас это определенный ориентир, но никто не собирается на этом останавливаться. Потому что стоят более амбициозные задачи, и критика в адрес членов правительства со стороны губернатора была вызвана этим.


– В числе политических процессов, наверное, стоит назвать протест в сквере, который стал, пожалуй, главным вызовом года?

– У нас все, что ни происходит, приобретает политический смысл, самое главное – сделать из этого правильные выводы. Выводы сделаны и то, как городские власти вышли из этой ситуации – это интересный кейс, который рассматривается экспертами по всей стране, несмотря на то, что он, конечно, не предполагает повторения. Может быть, хотелось бы, чтобы вопрос было решен гораздо более быстро и эффективно, но в таких ситуациях быстрота не всегда является залогом успеха. Можно было, например, насильственно попытаться купировать вопрос, но от этого бы никто не выиграл. Поэтому, такое плавное решение этой проблемы – это, я думаю, если не самый эффективный, то самый целесообразный. Вариантов много, это связано с тем, что элементы решения подобной ситуации могут быть большими, обширными, но их сочетание дает определенный результат.

– В начале лета после всех этих событий в соцсетях был в ходу мем «Хотите, как в Екатеринбурге?», в отношении похожих городских вопросов. Эта ситуация действительно влияла на умы муниципальных чиновников и гражданских активистов в масштабах страны?

– Довольно много заинтересантов использовало этот кейс как некий жупел, как пугало, чтобы понудить к диалогу тех или иных своих визави и мне кажется, что даже пошла некая волна борьбы с храмами, но она, к счастью, захлебнулась, потому что не имела под собой реальных оснований. Мы все прекрасно понимаем, что в Екатеринбурге каждый кейс имеет под собой очень много причин, которые сходятся в одном месте и поэтому эффект бывает очень сильным. Чаще всего в других муниципалитетах все гораздо проще. У нас слишком много игроков и когда их интересы сходятся в одной точке, происходит взрыв, а обилие такого количества участников, сложносплетенные интересы дают такие выбросы общественной активности. И вот это сложное сочетание не переносится автоматически на другие субъекты и регионы. Там есть свои кейсы, но они не такие сложные.

– На пресс-конференции Владимира Путина прозвучал вопрос о второй линии метро, которую глава государства поддержал. Можно ли сказать, что вопрос метро стал одним из магистральных в этом году?

– Эта тема была магистральной последние 10 лет. Как возникает избирательная кампания, еще со времен знаменитых походов ОПС «Уралмаш» с мешком денег к метрострою. Время от времени эти разговоры актуализируются в силу разных причин. Слава богу, президент обратил внимание на эту тему, она стала федеральной – в этом смысле мы оказались впереди многих муниципалитетов, которые мечтают о метро. Для нас это чрезвычайно важная тема, надеюсь, что она получит совершенно новый виток и далее это будет развиваться гораздо быстрее, чем было раньше и мы можем не только мечтать, но и быть уверенными, что через какое-то время мы получим вторую линию метро, а в перспективе и третью.


– Еще один политический вопрос – после того, как Александр Высокинский все констатировали, что война между городом и областью закончена. Но в этом году мэр столкнулся с новым вызовом для себя – постоянные конфликты с гордумой. Что это за процесс и насколько он может стать «долгоиграющим»?

– Ситуация сложна за счет иной конфигурации сил. Сейчас нет войны между городом и областью, но в конфликт вступили другие силы. Здесь тоже сложносочиненные альянсы, которые то собираются, то распадаются – это текучая среда, прогнозировать развитие которой невозможно, оно достаточно спонтанное, здесь постоянно что-то меняется – кто-то выходит из конфликта, кто-то возвращается. У каждого участника есть свой интерес, каждый пытается его реализовать и если он видит, что не получается, то пытается в какой-то альянс войти – чаще всего это очень кратковременные союзы. Люди, группы пытаются лоббировать свои интересы, при этом, не всегда понимая логику развития событий, логику формирования бюджета.

– Ваш краткий прогноз на будущий год, на какие события. Тренды нужно будет обратить внимание?

– Думаю, нам надо продолжать готовиться к нашей Универсиаде 2023, к 300-летию Екатеринбурга. В следующем году, кстати, будет 100-летие УрФУ – мне кажется, это очень интересная тема, которая пока не стала топовой, но учитывая, что многие горожане имеют непосредственное отношение к этому университету, хочется, чтобы он находился на лидирующих позициях во всех смыслах – не только в рейтингах университетов, но и в тех субъектах, которые влияют на происходящее. Предпосылки для этого есть. Я имею в виду создание образовательно-научных центров, которые уже получили несколько грантов, направленных на реализацию проектов, связанных с цифровизацией. Все это может быть очень интересным, но пока не стало предметом для обсуждения.

Фото: Евгения Поторочина и из Instagram Евгения Куйвашева

© Сергей Табаринцев-Романов

Источник: uralpolit.ru