новости

Илья Гращенков: Пресс-конференцию Путина можно смотреть как Познера или Дудя

Сегодня Владимир Путин провел первую в рамках своего четвертого президентского срока большую пресс-конференцию. Главным событием года он назвал выборы президента и ответил еще на 60 вопросов. О том, стоит ли смотреть Путина, чтобы узнать ответы на вопросы и почему формат остается популярен рассказал в интервью «УралПолит.Ru» политолог, директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

– Илья Александрович, только что закончилась большая ежегодная пресс-конференция Владимира Путина, которая шла почти четыре часа. Как вам общее впечатление от мероприятия?

– Общее впечатление – формат утратил остроту и окончательно слился с другими формами общения Путина с народом – «Прямой линией», обращениями и т.д. По крайней мере Путин больше не «транслирует сигнал», не задает повестку. Это просто беседа по душам, где национальный лидер делится о наболевшем. Абсолютно персональный формат. И это интересно, так как в «личном» Путин иногда раскрывается и становится возможным понять логику неких событий, которые ранее вызывали внутренние сомнения. В целом формат соответствует духу времени. Можно и не смотреть конференцию – и так все ясно. А можно смотреть и просто получать от нее удовольствие, как от телепередачи, что-то вроде Познера или, скажем, Дудя.

– Начало показалось достаточно острым – в первом же вопросе корреспондент федерального издания говорил про то, что в экономике мы топчемся на месте, что прорыва нет, и спрашивал доволен ли он правительством Медведева. Но потом не было ни одного острого вопроса по внутренней повестке, даже оппозиционные издания спрашивали про внешнюю политику – что думаете об этом?

– Про Медведева – это единственный месседж инициированный и вброшенный теми, кто хотел артикулировать тандемную устойчивость и в 2019 году. Острота вопроса гасится заурядностью ответа, это старая отговорка о том, что в целом все устраивает и все справляются. Хотя, разумеется, не Медведев в ответе за экономику и так называемый либеральный блок правительства. Те, кто хочет «левого поворота», а до этого – смены правительства и курса на социализм, как ответ на запрос населения, получили ответ, что возврата к СССР не будет. Остальные острые вопросы после этого сами снимаются. Очевидно, что никакие ухудшения рейтингов не повлияли на стратегию поведения Кремля, все будет идти так, как и шло.

– Можно ли сказать, что в формате повестки в очередной раз проработали проблемную повестку – мусорная реформа, пенсионная реформа, рост налогов?

– Вот именно что отработали. Все эти вопросы на сегодняшний день являются горячими. Однако Владимир Путин озвучивает те же тезисы, что и ранее. Очевидно, что тот курс который проводит правительство полностью устраивает президента. Поэтому все вопросы о несогласии с этим курсом теперь нужно адресовать не в Кремль, а в какое-то иное место.

– Пожалуй, больше половины вопросов касались, так или иначе, внешней политики, нежели внутренних дел. Журналистов, даже региональных действительно больше беспокоит то, что вовне, а не внутренние проблемы? С чем можно это связать?

– Очевидно, что внешняя политика сегодня – это то что действительно интересует Владимира Путина. Он готов говорить об этом долго и подробно, а иностранные СМИ готовы его долго и подробно расспрашивать. Своего рода это взаимозаинтересованный диалог. Конечно, тот факт что мы уделяем внешней политике гораздо больше внимания чем внутренней – плохая тенденция. Тем не менее здесь сюрпризов нет. Федеральные каналы в своих ток-шоу и новостях говорят об Украине, Европе, США гораздо больше, чем о регионах России. Неудивительно, что и президент говорит об этом больше. Тем боле что внешнее политика – это его прерогатива, а внутренняя – прерогатива его администрации.

– Многие коллеги на местах ворчат, что пресс-конференция главы государства давно превратилась в базар, балаган, в котором нет места профессиональной журналистике, острым вопросам и т. д. Согласитесь с этим и если да, то такой, условно говоря, «попсовый» формат – это хорошо или не очень солидно для президента?

– Формат в котором президент говорит о личном, шутит и прикалывается – крайне востребован в наших средствах массовой информации. Поскольку Владимир Путин единственный настоящий российский политик, то интерес к его жизни такой же, как к жизни эстрадной звезды.

Использованы сканы видеотрансляции России24

© Сергей Табаринцев-Романов

Источник: uralpolit.ru