1. Курганская ОПГ
Уральские криминальные сообщества в 90-е гремели на всю страну, например, про свердловскую ОПС «Уралмаш» знали по всей стране, а то и дальше. Была своя легендарная группировка и в Кургане – группировка «комсомольцев» держала в страхе не только родной город, но и весь криминалитет столицы. Костяк банды сформировался в конце 1980-х, когда спортсмены и комсомольцы Андрей Колигов, Олег Нелюбин, Виталий Игнатов и Павел Зеленин работали на местном кладбище. Во времена перестройки они решили заняться новой деятельностью, а хоронить людей им было не привыкать.
Дерзкие рэкетиры ликвидировали нескольких «авторитетов» и получили контроль над преступным миром Кургана в начале 1990-х. Но жажда денег не утихала, и они отправились покорять Москву. Там они заручились поддержкой лидера Ореховской ОПГ Сергея Тимофеева – одного из самых сильных сообществ в столице, и предложили услуги по ликвидации оппонентов.
Спустя пару лет они вошли во вкус и начали стравливать все мало-мальские крупные криминальные сообщества между собой. В результате криминальных войн жизни лишился Тимофеев, обезглавлены ряд других группировок, а приговором дерзким провинциалам стало убийство лидера коптевской группировки Василия Наумова в нескольких метрах от столичного милицейского главка на Петровке, 38. Этого правоохранители не смогли простить и начали методично уничтожать группировку, арестовывать рядовых членов и набирать материал на лидеров. Несмотря на то, что Колигов, Нелюбин и Игнатов разъехались в разные страны, сменили имена и гражданство, их смогли найти и депортировать.
Колигов, в результате был осужден на 24 года, а через восемь покончил с собой в тюрьме. Нелюбин и Зеленин в один день скончались за решеткой – официально, Нелюбина забили до смерти в драке с заключенными, а Зеленин умер от передозировки. Единственный лидер «курганских» Игнатов так и не был найден. Остальные члены банды получили сроки от семи до 20 лет. Суммарно, на счету банды насчитывается не менее 60 убийств.
2. Александр Солоник
Говоря о Курганской преступной группировке нельзя обойти вниманием одного из ее членов, который был одним из тех, кто воплощал мечты лидеров о могуществе.
Александр Солоник, которого называют одним из «легендарных» убийц, орудовавших в гангстерских войнах 90-х. познакомился с будущими «комсомольцами» еще во времена работы могильщиками. До этого времени он успел отслужить в армии, поступил в горьковскую школу милиции, откуда был отчислен и поработать в ППС. Со школьной скамьи он увлекался стрельбой и вольной борьбой. Во время недолгой работы в милиции он ухитрился совершить изнасилование и приговорен к восьми годам строгого режима. Услышав приговор, он сбежал через окно из зала суда, нашли его только спустя пару месяцев в Тюмени. Срок был увеличен, но и из колонии он сумел бежать через канализационную трубу. Спустя некоторое время на него вышли бандиты из Тюмени, которые наняли его для убийства конкурента. Получив первый гонорар, он отправился в Москву, где и стал «штатным» киллером Курганской группировки.
Достоверно неизвестно точно количество его жертв, сам он признавался в нескольких десятках убийств, однако позже стал отказываться. Тем не менее, достоверно известно о том, что он убил племянника Япончика Виктора Никифорова – это был его дебют в столице, лидеров Бауманской ОПГ Владислав Ваннера по прозвищу «Бобон» и Валерия Длугача («Глобус»). Во время проверки документов на одном из рынков он дабы избежать контакта с милиционерами открыл огонь и убил трех служителей правопорядка, сам был ранен в почку и не смог бежать. В результате, он оказался в «Матросской тишине», откуда вновь бежал – впервые в истории СИЗО.
Спустя непродолжительное время, он поселился в Греции, но бандитские разборки достали его и там. Его «коллеге» Александру Пустовалову поручили ликвидацию Солоника, которую он и выполнил. Похоронен он был на кладбище в Греции, но через три года прах его был выкопан и уничтожен, поскольку в течение этого времени никто из родственников за могилой не ухаживал.
3. ОПГ «Локомотив»
Вскоре после того, как Колигов и компания отправились покорять столицу, в Кургане появилась новая дерзкая банда «отморозков», которая решила «прибрать к рукам» финансовые потоки. Как и «Курганские», костяк новой ОПГ составляли отставные милиционеры и спортсмены, но были и ребята с криминальным прошлым, многие имели несколько судимостей, одним из лидеров считался Дмитрий Попов. К железной дороге они никакого отношения не имели, название произошло от названия спортивного комплекса «Локомотив», где занимались будущие рэкетиры.
Одним из основных активов ОПГ были два курганских рынка – Центральный и Некрасовский. Бандиты обложили данью продавцов и арендаторов и получали от этой деятельности неплохие доходы. Уже в начале 2000-х боевики оказались втянуты в мир политики, как было доказано на суде, одним из их основных спонсоров и «заказчиков» выступал местный предприниматель с политическими амбициями Михаил Гурко. Он неоднократно прибегал к помощи «локомотивщиков», когда ему нужно было оказать давление на своих оппонентов. В 2005 году Гурко стал депутатом областной думы.
Среди жертв ОПГ «Локомотив» – вице-мэр Кургана Виктор Серков, на которого было совершено неудачное покушение, замдиректора «Центра Илизарова» Александр Федотов, который чудом выжил после нападения, замдиректора МУП «Зауралснаб» Валентина Ветцель, которую облили серной кислотой, кандидат в губернаторы Евгений Собакин, которому в предвыборный штаб подбросили боевую гранату, депутат областной думы Александр Антошкин, которого расстреляли в его офисе из АКМ через окно, бизнесмены Сергей Полетаев и Сурен Арутюнян, криминальный авторитет Геннадий Прокудин.
Многие участники группировки были задержаны и осуждены в начале 2010-х годов. Дмитрий Попов получил 24 года строгого режима, но в 2015 был убит. Его ближайший помощник и один из основных боевиков Сергей Авраменко был осужден на 22 года строгого режима, остальные участники банды получили сроки от восьми до 17,5 лет. Михаил Гурко был объявлен в международный розыск и экстрадирован с территории Украины. В результате судебного разбирательства, он тоже был осужден на пять лет. В настоящий момент срок заключения бывшего депутата завершен.
По оценке курганских силовиков, ОПГ «Локомотив» на сегодняшний день продолжает существовать, хоть и не имеет прежнего влияния.
4. Убийство журналиста Владимира Кирсанова
Убийство оппозиционного журналиста Владимира Кирсанова уже на протяжении почти 20 лет остается одной из мрачных и загадочных криминальных историй Кургана. Кирсанов работал главным редактором газеты «Курганские вести», часто писал критические статьи на актуальные темы, в которых критиковал действующего губернатора Олега Богомолова, и даже написал рукопись книги «Просто Олег!», которую не успел опубликовать.
17 мая 2001 года он вышел из дома, но до редакции так и не дошел. В гараже, где стоял автомобиль, были найдены следы крови, а личные документы журналиста были найдены через несколько дней недалеко от местного ЦУМа, на берегу реки. Было возбуждено уголовное дело по статье «убийство» и на протяжении следующих 18 лет оно то закрывалось, то продолжалось в свете вновь открывшихся фактов.
Проверялись разные версии, но основной, в конце концов, осталась – профессиональная деятельность. Вскоре после исчезновения главного редактора, коллектив газеты распался – кто уехал за границу, кто в другой регион. В 2015 году в СМИ появлялась информация о том, что возможные исполнители убийства задержаны, однако по состоянию на 2018 год дело так и осталось нераскрытым. В мае 2018 года прокуратура заявила, что расследование дела в очередной раз приостановлено.
Учитывая характер публикаций Кирсанова, у него хватало врагов, но кто в конечно итоге «заказал» его – не известно до сих пор. В числе возможных интересантов называли в свое время шадринских уголовников братьев Прямоносовых, убитого позже «локомотивщиками» «авторитета» Геннадия Прокудина, Михаила Гурко, и, естественно, губернатора, которого тот критиковал наиболее часто. Однако, ни одна из этих версий не была подтверждена следствием.
Ежегодно курганские журналисты выходят 17 мая на пикет, чтобы почтить память своего коллеги и напомнить силовикам о резонансном нераскрытом спустя 18 лет деле.
5. «Общага на крови»
Помимо криминальных историй, которые были характерны для новейшей истории Кургана, можно припомнить обрушение общежития, которое называют одним из крупнейших техногенных катастроф советского времени. Семейное общежитие по проспекту Конституции было расположено неподалеку от берега реки Тобол. Ночью 12 января 1983 года часть дома стала проваливаться в грунт, дом разломился и под его обломками остались десятки людей. В ходе расследования выяснилось, что рядом с домом проходит теплотрасса, на которой были серьезные утечки. Энергетики, заметив снижение давления в системе, усилили подачу, а искать утечку не стали. В результате, на протяжении довольно длительного времени кипяток размывал почву под фундаментом и в ту зимнюю ночь часть фундамента провалился в пустоту, наполненную кипятком.
Дом стал разваливаться и наполняться потоками горячей воды, некоторых людей этим потоком смывало в сторону реки, где затягивало под лед. Официально, в результате обрушения здания погибло 15 человек.
Любопытно, что дом не стали сносить, а ограничились ремонтом – здание стоит до сих пор, в нем проживает почти сотня человек. Весной 2016 года начал разрушаться фасад и кирпичные перекрытия. Комиссия признала фасад аварийным, а дом ограниченно пригодным для жилья. Тем не менее, людей отсюда не расселяют, здание стоит в очереди на проведение капитального ремонта, правда ждать им нужно не меньше 10 лет. Все это время здание представляет реальную угрозу для жителей и в любой момент вновь может произойти катастрофа.
Павел Овсянников
© Редакция «УралПолит.Ru»
Источник: