новости

Алексей Ширинкин: «Котова – настоящий солдат Текслера»

Через пару недель Челябинск обретет нового мэра, а пока завершился период подачи заявок на соответствующий конкурс. В отличие от аналогичной процедуры, которая проходила в декабре прошлого года, заявилось «лишь» девять претендентов против тогдашних 16. Среди кандидатов выделяются нынешний и.о. главы Наталья Котова и глава Металлургического района Сергей Кочетков. Особой интриги на выборах не ожидается, учитывая, что за последние неполные полгода Котова уже показала, чего от нее стоит ждать, и как она относится к обязанностям градоначальника, к тому же ее кандидатуру согласовали в Москве. О том, почему интерес со стороны кандидатов так сильно снизился за год, почему Котову недолюбливают местные бизнес-элиты и о главном вызове для мэра рассказал в интервью «УралПолит.Ru» политолог Алексей Ширинкин.

– На конкурс по выборам главы Челябинска подали заявки девять человек. В прошлом году за пост боролось 16 человек. Почему такое снижение произошло?

– Я думаю, что просто ситуация конца прошлого года была более кризисной, более конфликтной. Для общественности было очевидно, что фигура Владимира Елистратова была более слаба, у него была меньше поддержка населения, был высокий антирейтинг и низкий рейтинг областной власти, ставленником которой и воспринимался Елистратов. Соответственно, был более высокий запрос людей на демонстрацию определенного негодования, несогласия с политической ситуацией. Думаю, отчасти этими причинами было обусловлено то, что интерес и внимание к тому конкурсу было выше, это был шанс для начинающих и оппозиционных политиков показать себя.


– За исключением отдельных персон, практически никто из тех, кто претендовал на участие в прошлом году не заявился сейчас – это тоже результат изменения общей ситуации?

– Да, ситуация стала спокойнее. Ситуация вокруг конкурса на пост мэра в начале года была более острой, более эмоциональной, чем сегодня. Сегодня более рейтинговый, более популярный, более харизматичный и.о. мэра и я рискну предположить, что если бы в Челябинске происходили открытые выборы главы, она точно так же одержала бы победу. Сегодня она, очевидно, главный фаворит в борьбе за пост мэра.

– К Елистратову относились с определенным скепсисом, как к человеку из команды Тефтелева и Дубровского, а не как к самостоятельной фигуре. Как в этом плане у Котовой обстоит ситуация – еще несколько месяцев назад она была совершенно непубличной фигурой?

– Елистратов был непубличным человеком, человеком другого склада, более того, ограниченный в своих возможностях. Может, он и хотел бы навести порядок, но в той политической системе это было нереально. Задачи, которые сейчас перед Котовой ставит гражданское общество, и которые она уже начала решать – это наведение порядка, выявление серых схем, поощрение принципов меритократии, то есть, подбора команды по заслугам и компетенциям, а не по связям, дающим начало коррупционным механизмам. Она вошла в конфликт с рядом политических кланов, которые, по сути, руководили Челябинском последние пять лет, исходя из вопроса повышения качества жизни. Достичь цели, которые ставятся – снять социальную напряженность, обеспечить достойное качество жизни городу можно только ругаясь с теми исполнителями, которые не исполняют свои обязательства, у большинства из них есть политическое прикрытие разного рода, соответственно, конфликт с этим прикрытием, с теми кланами, которые в Челябинске сидят – это и есть главный вызов для нового мэра.


– Сразу после назначение и.о. она делала жесткие заявления по городскому хозяйству, обещала решительные действия и т. д. Насколько ожидания у горожан от ее такого жесткого старта оправдываются на протяжении последних месяцев, насколько она последовательна?

– Пока достаточно последовательна. Скажем, первый конфликт по качеству уборки и благоустройству – там были и кадровые решения. Были изменения по тем объектам, которые вызывали беспокойство – объектам дорожного хозяйства. Сказать, что все решается и работает так, как должно работать – это, конечно, не так. Городская администрация пока достаточно далека от идеала – обеспечить в городе качество жизни достойное миллионника и одного из крупнейших промышленных центров России – нет, эта задача не решена. Но то, что Котова понимает эту задачу, озвучивает ее и способна рано или поздно, ее решить – надежды есть, в отличие от ее предшественников, которые таких надежд даже не подавали.

– Тот факт, что Котова проработала на одном посту при трех разных мэрах говорит ли о том, что она равноудалена от различных политических групп и не будет углубляться в этот процесс? Как городские элиты воспринимают Котову?

– Котова – чиновник, служака. Она не обзавелась своими «свечными заводиками», своим бизнесом. Связи у нее есть с разными группами, но у кого их нет – она же живет в сообществе. При этом, каких-то обязательств у нее нет ни перед кем. В этом смысле, она является, что называется «солдатом Текслера» и ее задача – исполнять свои обязательства, следовать закону. Она в этом смысле, выгодно отличается, потому что никаких коррупционных предположений в ее адрес не было никогда.

– Можно ли сказать, что они с Текслером уже сработались и Котова будет работать примерно в таком же ритме и ключе, который задал в последние полгода губернатор?

– Такая формулировка имеет право на существование. Особенности стиля Текслера уже очевидны – трудоголик, настроенный на интенсивную эффективную работу и жесткий авторитарный стиль управления коллективом. Суровый, спрашивающий. В этом смысле, Котова повторяет этот стиль и насколько можно судить, он ей не навязан, он ей присущ – это ее личный стиль и в этом плане они с Текслером полностью совпадают.

Фотографии пресс-службы администрации Челябинска, из Инстаграм Алексея Текслера

© Сергей Табаринцев-Романов

Источник: uralpolit.ru