Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU — Темы, затрагиваемые в фильме основного конкурса Берлинале «Мистер Джонс» о Голодоморе на Украине в 1930-х годах, актуальны и в настоящее время, считает режиссёр картины Агнешка Холланд.
«Это сложный фильм для экранизации. Когда я почитала сценарий, меня поразила его актуальность, подача материала, сюжет и сама тема. Голодомор — одно из ужаснейших преступлений человечества в XX веке, сотворенных людьми или режимом, если хотите. Для меня работа над проектом была моральным долгом и ответственностью», — сказала она на пресс-конференции в воскресенье.
Она подчеркнула, что картина также ставит вопрос, что для современного человека значат медиа. «А также какова повестка у медиа, что мы можем сказать про фейк-новости или пропаганду, которую легко распространять в разделённом мире. Я считаю, что без свободных медиа не может быть демократии», — сказала А.Холланд.
Кроме того, она отметила, что создатели фильма, действие которого происходит, в том числе Москве, не имели намерения снимать картину в России. «Мы не снимали в России по многим причинам, мы не запрашивали разрешения на съёмки в России. Поэтому не могу сказать, была бы одобрена наша заявка или нет. Я не хотела делать картину настолько реалистичной. Это не было нашей концепцией — ехать в Россию и снимать там», — сказала А.Холланд.
Она добавила, что не знает, будет ли картина показана в России.
При этом режиссёр заявила, что считает россиян великой нацией. «Это великая нация с великой культурой и достижениями, но они по-прежнему выбирают тьму вместо света. Потому что свет, свобода — сложная вещь. Она означает, что надо делать выбор, совершать ошибки, не искать кого-то, кто будет говорить тебе, что делать», — считает режиссёр.
Польская картина «Мистер Джонс», вошедшая в основной конкурс Берлинале, снятая в копродукции с Великобританией и Украиной, основана на реальной истории. В центре сюжета — валийский журналист Гарет Джонс, который приезжает СССР в 1930-е годы, чтобы взять интервью у Иосифа Сталина. Впоследствии он едет на юг страны и становится свидетелем Голодомора. Позднее, несмотря на угрозу собственной жизни, Г.Джонс пишет статью об ужасах, свидетелем которых он стал. В это же время писатель Джордж Оруэлл, впечатлившись историей журналиста, начинает работу над повестью «Скотный двор».
Источник: