Новое путешествие по знакомым сюжетам
Новая Третьяковка открыла выставку Василия Поленова, на которой хорошо знакомые всем полотна вписаны в широкий круг интересов художника
Есть обновление от 12:31 →Дом Sotheby’s покажет в Москве картины Клюна и Юона за месяц до аукциона
«На Тивериадском (Генисаретском) озере» работы Василия Поленова
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Москва. 23 октября. INTERFAX.RU — Впервые за последние пятнадцать лет Третьяковская галерея представляет монографическую выставку Василия Поленова (1844-1927). Проект в Новой Третьяковке к 175-летию со дня рождения художника получился крупным не только по числу экспонатов (более 150 произведений самого художника и свыше 20 работ его учеников), но и по замыслу. Выставка, помимо живописных полотен, представляет архитектурные проекты и эскизы театральных декораций.
Культура23 октября 2019На выставке Поленова в Третьяковке обнаружена картина из музея в ГрозномЧитать подробнее
Вид из окна
При входе в выставочный зал посетитель оказывается в окружении полотен, которые каждому известны с детства. Одним из первых на выставке встречает полотно «Московский дворик», ставшее, вопреки ожиданиям автора, самой узнаваемой его работой. Она была написана Поленовым в 1878 году, когда ему необходимо было подготовиться к выставке художников-передвижников. Сроки отправки картины в Петербург горели, и он на скорую руку написал вид города, открывшийся ему из окна съемной квартиры, которую он зашел осмотреть. Сам Поленов не придал особого значения этой картине, однако современники ее оценили и окрестили художника мастером «интимного пейзажа».
Характерной чертой такого пейзажа была передача эмоций художника через виды природы. И, хотя со временем Поленов перешел от камерных композиций вроде «Бабушкиного сада» (1878 год) к лирико-эпическим пейзажам, это ощущение интимности в полотнах сохранялось. Легко считывается особое увлечение художника осенними видами, его к тем местам, в которых он жил. Даже у картины «Осень в Абрамцеве» (1890 год) в семье Поленова был свой контекст: ее называли «Федюшкин уголок» в память об умершем первенце художника.
Библейские герои из плоти и крови
Много лет Поленов посвятил созданию цикла картин «Из жизни Христа». Он стремился добиться реалистичности изображения, сделать образ Христа живым, человеческим. Ради этого он предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине и Греции. На выставке представлены и эскизы, подготовленные во время поездки, и картины из самой серии, — они составляют экспозицию центрального зала.
«Портрет И. Е. Репина»
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Полотна по библейским сюжетам и сейчас выглядят новаторскими, далекими от канонов. Например, на полотнах «Утром, вставши рано» (1890-1900-е годы) и «Мечты (На горе)» (вторая половина 1890-х — 1900-е годы) грань между человеческими фигурами и окружающей природой стирается, они формируют единое гармоничное целое. На картине «Мария пошла в нагорную страну» представлена молодая девушка, такая, какой она могла бы быть в жизни, причем черты ее лица едва прорисованы. А изображенные на картине «Голгофа («Стояли вдали…»)» (1909 год) свидетели распятия Иисуса, стоящие на первом плане, повернуты спиной к зрителю, трагичность и тревожность момента художник передает исключительно через позы замерших в ожидании людей.
Одно из ключевых полотен, вошедших в экспозицию, оно же и самое масштабное — «Христос и грешница» («Кто из вас без греха») (1887 год). Эта картина хранится в Русском музее, а в Москве она последний раз выставлялась еще при жизни автора — 130 лет назад. Когда-то владельцем полотна побывал Александр III.
В основе картины лежит сюжет из Евангелия от Иоанна. На полотне изображен момент, когда к Христу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Законы Моисея предписывали побить ее камнями, но это противоречило проповедям Христа. Он же призвал первым бросить в женщину камень того, кто был без греха. На этом приведшая грешницу толпа разошлась.
Зодчество глазами художника
Поленов с ранних лет интересовался архитектурой и делал зарисовки зданий, и из этого интереса выросли многие архитектурные проекты, материалы к которым представлены в Третьяковке. Первой работой художника в этой области была церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, над которой он трудился в 1881-1882 году.
Когда Поленов уже обзавелся имением в Бёхове на берегу Оки, о чем долгое время мечтал, он не только сам создал проекты всех необходимых построек, но и откликнулся на просьбу крестьян о строительстве церкви. Работы велись с 1904 по 1906 год при живом участии художника, который лично показывал примеры орнаментов и других элементов рабочим. В оформлении внутреннего убранства ему помогали друзья, среди которых был Илья Репин, и ученики. Церковь Святой Троицы была священа в 1907 году.
Поленов заботился о сельчанах: построил для них школу, показывал детям световой театр-диораму «Путешествие вокруг света», который также представлен сейчас в Новой Третьяковке. Во время революции в ответ на заботу художника его поместье не тронули.
***
Василий Поленов — художник, который большинству знаком еще по иллюстрациям к первым школьным учебникам, а кому-то — по экскурсиям в Третьяковскую галерею с классом. Поэтому новая выставка не оставляет ощущения личного открытия, и даже малоизвестные картины и архитектурные проекты вполне укладываются в привычные представления о жизни и творчестве художника.
Но это и закономерно: Поленов стремился воплотить в своих работах гармонию природы и человека, оживить библейских героев, сделать их более земными. Полотна эти могут откликаться тихой радостью или легкой меланхолией, но в целом главным остается ощущение умиротворенности. Потому огромная по своей наполненности экспозиция не утомляет, а наоборот, позволяет посетителям немного замедлить темп и перевести дух в созерцании.
Наталия Богданова
Источник: