новости

Рейдерство, кумовство, плагиат. Как производители делят остатки трамвайного рынка в России

Юг Рф пересаживается на трамваи с юга Урала:Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) один за остальным выигрывает тендеры Краснодара. Старейшее предприятие, бывшее на грани банкротства, ворачивается в строй. Его не так давно обновившееся управление заявляет о больших амбициях. При всем этом рынок в данной для нас отрасли остается крохотным и чуть кормит единичных производителей. Специалисты не теряют надежды, что города-миллионники с течением времени все-же пересядут на современный трамвай. Тем ценнее становится лидерство производителей и тем изобретательнее их борьба. Как перекраивается русский рынок пассажирского трамваестроения – в материале УралПолит.Ru.

Госкорпорации и гигант машиностроения

Перечень работающих компаний с видом экономической деятельности, как в УКВЗ, (ОКВЭД 2 30.20.2, – прим. ред.) довольно широк. Но конкретно пассажирским вагоностроением да к тому же применительно к трамваям по сути занимается не настолько не мало компаний. Несколько собеседников УралПолит.Ru посильнее сузили подборку: через их словам, настоящими соперниками в сфере пассажирского трамваестроения в Рф на данный момент является три производителя – это АО «УКВЗ» (заходит в «Роскосмос» в структуре Объединённой ракетно-космической компании (ОРКК), АО «Уралтрансмаш» (в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» (УВЗ) заходит в госкорпорацию «Ростех») и ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС), аффилированное с ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ).

УКВЗ в этом трио – реальный ветеран отрасли, изготовивший собственный 1-ый трамвай в дальнем 1901 году. В 1968 году завод нарастил мощности до 750 трамваев в год, что превышало выработку всех имеющихся на тот момент производителей. Для сопоставления, на «Уралтрансмаше» серийное создание трамваев началось в 2000 году. ПК ТС вышло на рынок и того позднее: в 2013-м году. На данный момент данный производитель стал настоящей опасностью для 2-ух фаворитов с севера и юга Урала, ранее считавшимися главными соперниками в отрасли на всей местности страны, если же не затрагивать Москву.

Старенький, но еще бодренький представитель УКВЗ на путях в Челябинске. Фото: ФедералПресс/Лена Мицих

Конкретно заказы столицы составляют львиную долю на рынке пассажирских трамваев. И большая их часть в крайние годы достается «Трансмашхолдингу» и входящую в его структуру компанию «Метровагонмаш». Даже беглое знакомство с историей договоров конторы указывает, что она имеет большенный куш в Москве через поставке и долголетнему обслуживанию вагонов метро. Эта же компания в 2016 году выиграла тендер «Мосгортранса» на поставку 300 трамваев с долголетним циклом их обслуживания до 2050 года на сумму 56,17 миллиардов руб.. К данной для нас закупке неудачно проявлял энтузиазм УКВЗ.

ПК ТС считается партнером «Трансмашхолдинга». Вначале фирма арендовала производственные мощности «Тверского вагоностроительного завода» (в главном, поставщик спецвагонов для ФПК (РЖД), – прим. ред.), говори далее перебралась в Петербург на площади «Октябрьского электровагоноремонтного завода». Все это компании ТМХ.

Согласно сервису SeldonBasis, 60 % ООО «ПК Транспортные системы» принадлежит компании «Холдинг Транскомпонент», которой обладает кипрский офшор «Тадорикс Консалтантс Лимитед». Как нас информирует издание «Деловой Петербург», за кипрской фирмой стоит Алексей Криворучко, который заходит в совет директоров «Трансмашхолдинга». «Коммерсантъ» же отмечает, что «Тадорикс Консалтантс Лимитед» также обладает компанией «Трансмашдизель, которая тоже является партнером ТМХ.  Таковым образом, связь ТМХ и ПК ТС выслеживается полностью ясно.

Конкурент с собственных

Пока «Трансмашхолдинг» собирает тендеры Москвы, его партнер ПК ТС начал покорять Санкт-Петербург, 2-ой город через размеру заказов трамваев. С 2015 года фирма выиграла тут 6 договоров на общую сумму наиболее 2,первого миллиардов руб.. Она же поставила через трем договорам трамваи в Ростов на дону-на-Дону на общую сумму наиболее 970 млн руб.. Еще 28 трамваев производства ПК ТС направились в 2019 году в Улан-Удэ. В текущем году фирма обязана поставить девять трамваев в Пермь на сумму 462,33 млн. В 2017 году трехсекционный вагон со 100% низким уровнем пола был поставлен фирмой в Краснодар. Производитель всюду прощупывает рынок.

Но сравнимо недолгая история юного компании уже имеет огрехи. Как надо с картотеки арбитражных дел, с озари 2018 года департамент транспорта Ростова-на-Дону судится с ПК ТС, требуя возложить на производителя обязанности безвозмездно убрать недочеты трамвайных вагонов. Местные СМИ писали, что вагоны поступили в донскую столицу вначале «сырого свойства», говори модель даже не была серийной.Высказывалось даже мировоззрение, что ПК ТС «потренировался» на Ростове на дону-на-Дону, потому что это были его 1-ые поставки. Да и власти городка допустили ошибку, ограничившись годовалым сроком гарантии, тогда ведь как обычно к договору на поставки прилагается не наименее драгоценное соглашение на бессрочное сервис (так именуемый договор актуального цикла).

Именитые «Витязи» производства ПК ТС. Фото: официальный веб-сайт «ПК Транспортные системы»

Немало Петербургу приреканий через новеньким трамваям не слышно, если же не считать ропот также упустившего эти договоры УКВЗ. По этим данным издания «Фонтанка», управление Роскосмоса было очень удивлено сжатыми (всего три месяца) сроками поставки трамваев через одному с договоров с местным «Горэлектротрансом, весьза чего же глава Госкорпорации Дмитрий Рогозин даже лично, но безрезультативно обращался к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову.

Фиаско УКВЗ утежеляется тем, что совладельцем ПК ТС (40 % компании) является Феликс Винокур – прошлый директор ООО «Торговый дом Усть-Катавский вагоностроительный завод», другими словами конторы, через которую в свое время УКВЗ вел торговлю своими вагонами. Южноуральское предприятие открыто признает, что техно документация на новейшие трамваи осталась у Винокура. Считается, что экс-руководитель ТД УКВЗ также увел с собой несколько ведущих профессионалов. К примеру, как надо с открытых источников, экс-главный конструктор УКВЗ Сергей Иванов сейчас упоминается в той же должности, но уже применительно к ПК Транспортные системы (к примеру, 2006 год, упоминание на Cheltv.ru и 2018 год, ОТР) . В неких источниках человек с таковым именованием даже упоминается как заместитель генерального директора ПК ТС.

Заход в Краснодар

Согласно базе данных SeldonBasis, ООО «ТД УКВЗ» находится в стадии ликвидации с мая 2018 года. Тогда же «Роскосмос» возглавил Дмитрий Рогозин, далее чего же в самом УКВЗ сменилось трое управляющих. Крайний, работающий Роман Новиков, видимо, угодил более действенным: далее его предназначения в декабре 2018 года предприятие сделалось выигрывать тендеры.

Так, с самого начала 2019 года через апрель 2020-го УКВЗ получил семь госконтрактов на Два миллиардов руб.. Это 15 трамваев для Магнитогорска (уже выполнено), девять трамваев для Новокузнецка (исполняется) и 44 трамвая в Краснодар. 35 с которых уже поставлено. Крайние два договора на девять трамваев с департаментом транспорта кубанской столицы УКВЗ заключил в марте текущего года. Городские власти анонсируют приобретение в общей трудности 98 новейших трамваев до 2021 года, судя по всему, что все их будет поставлять УКВЗ.

Новейший вагон УКВЗ в Краснодаре. Фото: МУП «КТТУ»

Знакомый с ситуацией источник в Краснодаре сказал УралПолит.Ru, что до объявления покупок власти приценивались к рынку, изучали производителей.«Были наиболее прибыльные для бюджета предложения, но в Москве попросили поддержать предприятие Роскосмоса. Потому технические задания в закупках были «заточены» перед УКВЗ», – сказал собеседник агентства.

Иной собеседник агентства в Екатеринбурге на критериях анонимности сказал, что к закупкам в Краснодаре примерялся и «Уралтрансмаш», но обозначенные в конкурсной документации конструкторские индивидуальности трамваев угадали очень персональны. «Тендеры с высочайшей степенью вероятности «заточены» перед УКВЗ. И установка дана с Москвы», – отметил собеседник агентства в общении с корреспондентом УралПолит.Ru.

В «Уралтрансмаше» УралПолит.Ru не стали отвечать на вопросцы про покупки. «Краснодар не трогаем», – произнесли в пресс-службе компании.

«Усть-катавские» и «чешские» городка

В небольшом отличии от соперников, «Уралтрансмаш», по этим данным SeldonBasis, на данный момент работающих договоров через производству и поставке пассажирских вагонов. Крайний был исполнен в 2018 году, в своё время фирма поставила в Московскую область (Коломна) 21 трамвай на сумму 430,пятого млн руб.. Предыдущий этому договор был закрыт «Уралтрансмашем» еще в 2014 году: это был один трамвай для Санкт-Петербурга. При всем этом до 2014 года фирма имела постоянные госзаказы: большей частью трамваи поставлялись в родной Екатеринбург и Нижний Тагил, но были штучные поставки в Таганрог, Краснодар, Тулу, Нижний Новгород. «Золотым» выдался 2012 год, в своё время фирма заключила договор с департаментом транспорта Москвы на поставку 70 трамваев на сумму, превосходящую пятого миллиардов руб..

Современный трамвай «Уралтрансмаша», фото: официальный веб-сайт компании.

Получить таковой большой заказ на данный момент – уникальность. весьма ограничен. Немало словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Миши Блинкина, производители трамваев не имеют все шансы расширять выпуск до собственных естественных мощностей, поэтому что это не реализовать при таком небольшом спросе. «Для обычного производства десяток вагонов – это ни про что!» – отметил он, комментируя крайние заказы Краснодара.

Эксперт допустил, что производители, чтоб выжить, полностью имеют все шансы негласно распределять меж собой местности поставок и договариваться с госзаказчиками. «Трамвайные вагоны через техническим условиям различные. Есть огромное количество аспектов, которые просто воспринимаются одним производителем и не воспринимаются остальным. Потому полностью можно подогнать [техусловия]», – отметил Миша Блинкин, выделив, что это лишь общие суждения и он «ни у кого за спиной не стоял».

Парк трамваев в Екатеринбурге насчитывает порядка 300 старенькых чешских трамваев «Татра». Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин

Ведущий уральский эксперт в сфере транспорта, директор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич также считает, что тендеры имеют все шансы составляться перед определенных исполнителей, но дело здесь не только лишь в ограниченности рынка.

«Трамвай довольно непростая штука. Здесь идет формирование инфраструктуры на 10-ки лет вперед, потому любой суровый город это прорабатывает, понимая, что втягивается в длительную игру. Скажем, Челябинск хотя не имеет возможности брать трамваи остальных производителей, поэтому что вся инфраструктура в нем изготовлена перед Усть-Катав. Глупо даже тендеры-то проводить», – гласит эксперт.

Немало воззрению Якова Гуревича, трамвайная инфраструктура Краснодара также заточена перед УКВЗ, поэтому что оттуда были поставки в русские годы. Потому отрешиться от этого производителя городку, также как остальным с таковой же историей, очень тяжело. Немало данной для нас же причине в Екатеринбурге чуть ли будут ездить новейшие усть-катавские вагоны, поэтому что инфраструктура создавалась тут перед чешские трамваи «Татра» с созданием в Праге. Но зато с «Татрой» умеет работать «Уралтрансмаш», 1-ый, экспериментальный вагон которого был сотворен на базе чешского экземпляра. Фирма уже заявляла о готовности модернизировать парк старенькых екатеринбургских трамваев, но до дела так и не дошло.

Конкуренты либо союзники?

Собеседники агентства разошлись во взорах на то, что могло бы спасти рынок и его производителей. Миша Блинкин считает, что нужна большая госпрограмма поддержки государственного вагоностроения, говори реконструкция трамвайных путей обязана быть включена в нацпроект «Неопасные и высококачественные авто дороги». Немало воззрению Якова Гуревича, необходимо развивать транспортные системы городов, поэтому что тогда у их возникнет потребность в трамвае. Оба профессионала считают, что рано либо поздно власти к этому придут.

Пока же производители борются сами: вместе и с реальностью, в какой трамвай в Рф практически никому не нужен. В СМИ временами возникают статьи о планах некоего симбиоза УКВЗ и «Уралтрансмаша» (через факту – альянса 2-ух огромнейших госкорпораций Роскосмоса и Ростех в сфере общей компетенции, прим.ред.).

Числилось, что УВЗ пробует поглотить Усть-катавский вагоностроительный завод, сделав его филиалом «Уралтрансмаша»

В первый раз о планах «Уралвагонзавода» через созданию совместного производства на базе УКВЗ сделалось понятно в 2011 году. Данную тему интенсивно педалировал работающий в то время губернатор Челябинской области Миша Юревич. Заместителем генерального директора УВЗ на тот момент был Борис Дубровский, который позднее, в 2014 году, сменит Юревича на посту главы региона. Конкретно в 2014-м к теме слияния «Уралтрансмаша» и УКВЗ возвратились повторно. Приблизительно тогда же начался затянувшийся процесс передачи усть-катавского компании в структуру Объединенной ракетно-космической компании (ОРКК), и тема передачи штатской вагоностроительной отрасли к «Уралтрансмашу» в «Уралвагонзавод» зазвучала в особенности реально.

В итоге процесс передачи УКВЗ в ОРКК официально закончился лишь в феврале 2020 года. Может быть, для борьбы с общим оппонентом, каковым является ПК ТС, и выживания на скудном рынке в компаниях снова заговорят о слиянии. Но пока УКВЗ делает воспоминание, что совладевает своими силами, хотя судя по всему, что и с поддержкой Москвы. В недавнешнем официальном релизе Роскосмоса говорится о планах расширения номенклатуры выпускаемой продукции и наращивания мощностей до 200 трамваев в год.

На запрос УралПолит.Ru в компании не ответили.

© Евгения Парникова

Источник: uralpolit.ru