культура

Сколько стоит картина: цены шедевров на аукционах.

Одна из интересных тем на арт-рынке – самые дорогие работы, проданные в мире. Считается, что произведения искусства, например, «Джоконда», «Подсолнухи» или «Крик», обладают сверхъестественной и даже магической силой, связанной с уникальностью, и окружены некой аурой.

Ничего не могу сказать про цену "ауры", но полотна оцениваются оч-ч-чень непросто. Это целая наука, высокая цена складывается из многих факторов, судите сами:

  • история создания полотна, события жизни художника в момент создания картины;
  • объективный показатель — размеры: в пользу повышения цены картины идет больший размер, количество фигур;
  • писал ли картину мастер целиком или с помощью работников мастерской, учеников;
  • какой у картины провенанс, где она была, в каких коллекциях, где реставрировалась, как долго находилась в одних "руках", в каком она состоянии сейчас;
  • ожидаемо или неожиданно была выставлена на продажу картина, была ли она "засвечена";
  • стоимость повышается и от имени коллекционера, который владеет картиной;
  • мода на стиль, время, автора;
  • есть ли авторские копии;
  • знает (знал) ли художник кому и как продавать свои работы, как себя позиционировать. Пикассо, например, принадлежит к числу тех художников, которые умели себя продавать уже при жизни, а Матисс — нет;
  • и самое простое: предоложения на рынке, спрос.

Самые богатые коллекционеры, которые составляют всего 1% от общего количества, покупают произведения искусства в галереях и на ярмарках. Они также участвуют в аукционах, но очень редко появляются там лично, даже если речь идет о самых престижных галереях.

Коллекционеры в состоянии найти баснословные суммы, чтобы в обход галерей и аукционных домов купить картины Джексона Поллока или Виллема де Кунинга.

Ведущую роль играют галереи международного уровня: Gagosian Gallery (16 галерей по всему миру), Pace Gallery (10), Hauser & Wirth Gallery (6), Perrotin Gallery (6), Zwirner Gallery (4, плюс международные выставки), Marian Goodman Gallery (3), Blum & Poe Gallery (3) и Fergus McCaffrey Gallery (2, плюс международные выставки).

Самые крупные современные художники доверяют им продавать свои работы: среди них Такаси Мураками, Ричард Серра, Яёи Кусама, Мэтью Барни, Урс Фишер, Софи Калль, Деймиан Херст, Грегори Крюдсон, Синди Шерман, Андреас Гурски, Герхард Рихтер, Джефф Кунс, Пол Маккарти и Олафур Элиассон.

По мере того как ресурсы галерей увеличиваются, их больше не устраивают продажи исключительно на первичном рынке — поэтому галереи начинают очень активно вести себя на вторичном рынке, который, как правило, является территорией аукционных домов.

Отличить, не будучи искусствоведом, современное искусство от того, что им не является бывает довольно сложно. Искусствоведы заходят в тупик, так как сегодня формируется (или уже сформировалось?) "искусство менеджеров". Они раскручивают автора, тему, картину. Они продают товар, не искусство. Попробуйте угадать (если вы не специалист) — у этого большая цена?Скажете"Я то-же так могу!"? Нет. Не можете. Вы не продадите свой шедевр за 100 или 200 млн. долл. Значит это не шедевр!

Теперь посмотрим цены на картины по "росту" цены на полотно. Это то, что продается. Картины из музеев — другое дело. Там цены образуются по другому. Оставим их в покое. Смотрим на цены проданного!

Портрет был продан на открытом аукционе «Сотбис» в 2004 году . Это первая живопись, преодолевшая барьер в 100 млн. долл. в 2004 году. Как ни странно, имя человека, проявившего столь живой интерес к портрету Пикассо, так и не обнародовали.

Это самая дорогая работа известной легенды поп-арта, Энди Уорхола. Картина стала известной, когда была продана на аукционе «Сотбис». Сравните с Пикассо. Забавно!

Первоначально картина называлась «Отчаяние». Единственная версия сюжета картины "Крик", остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Картина принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион в мае 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов.

Думаете это много? Продолжим. Теперь, редкая классика! Обычно она в музеях, но…

Написанные по случаю свадьбы этих двух людей в 1634 г. картины всегда висели рядом с момента создания, несмотря на то что, по сути, это два разных портрета.

Портреты хранились у потомков этой пары до их продажи французскому банкиру Гюставу Самюэлю де Ротшильду в 1877 году. Когда его потомок Эрик де Ротшильд получил лицензию продать шедевры Рембрандта, 2 музея приняли решение выкупить картины. Теперь «Портреты Мартена Сольманса и Опьен Коппит» — это самые дорогие картины в мире, находящиеся в совместной собственности парижского Лувра и амстердамского Государственного музея за (всего!) 180 млн. долларов.

Следущее полотно вернет нас к современности, почти. Картина "Номер 17А" была куплена американским миллиардером Кэннетом Гриффитом за 200 млн. долларов в 2015 г. В данный момент картину можно увидеть в Институте искусств города Чикаго.

Биография у художника Поллока та еще. Поищите в сети подробности. Классического художественного образования он так и не получил. Но к искусству его тянуло. Попал в ученики к Бентону, риджионалисту, взял две очень важные вещи – научился пить, как положено настоящему художнику, и любовь к большим форматам. В пьянстве он достиг высот алкоголизма, от которого периодически лечился психоанализом. В конце концов, Поллок разбился в автокатастрофе. Естественно, пьяный.

Итак, метод Поллока. Берется большущий холст и раскладывается на полу. Потом по этому холсту ходится, танцуется и брызгается краской. Иногда, для большей убедительности, посыпается песком и всякой ерундой. Просушивается и натягивается на подрамник. Все. 100 или 200 млн. долл. готово! Подробнее

Дальше полотно из ряда классики. Повторяется история "Крика" Мунка : французский художник Сезан создал серию из 5 картин, на которой мужчины играют в покер. Четыре из них находятся в музеях Америки и Европы, а пятая до 2011 года принадлежала греческому судовому магнату Джорджу Эмбрикосу.

Незадолго до смерти коллекционер решил продать произведение. В результате полотно досталось королевской семье из богатой арабской страны Катар. Это была частная сделка, (вне аукциона) поэтому неизвестно доподлинно, кто, где, за сколько. Нет полной уверенности, поскольку аукциона не было, а продажа была осуществлена чрез private sale. Точная стоимость шедевра не известна, но по оценкам экспертов она составила от 259 до 320 млн. долларов.

Следущая картина — работа Поля Гогена “Когда ты выйдешь замуж?”. Она написана на Таити, куда Гоген прибыл в надежде найти «Эдемский сад». На полотне изображена его тринадцатилетняя жена, в которую он беспамятно влюбился.

Полотно из частного собрания Рудольфа Штехелина, по доброй воле которого в последние полвека находилось в швейцарском Музее изобразительных искусств (Базель). Яркие краски полотна привлекли Рудольфа Штехлина, который купил её в 2015 году на частных торгах. Мировой общественности сообщили, что счастливчик приобрел шедевр за 300 млн. долларов. Однако вскоре выяснилось, что итоговая цена оказалась на 90 млн меньше, она составила 210 млн.

Согласно некоторым источникам, работу Гогена купил арабский Qatar Museums, который со всего мира скупает оригинальные образцы живописи для комплектации экспонатов музеев Арабских Эмиратов.

И рекордная сумма — почти полмиллиарда долларов!

Мировые шедевры часто принадлежат государственным музеям и не выставляются на аукционах. Поэтому в частных коллекциях оказываются более современные произведения. Встречаются и исключения из правил. Последняя картина в списке — яркое тому подтверждение: "Спаситель мира"(Salvator Mundi), которую, предположительно, написал Леонардо да Винчи около 500 лет назад. В 2017 году аукционный дом “Кристис” назвал “Спасителя мира” последним произведением да Винчи, которое отдается в частные руки, в мире осталось менее 20 картин его авторства.

В середине 20 века она была продана на аукционе за 45(!) долларов. Настолько ее вид был плачевным. Стартовая цена на последнем аукционе 15 ноября 2017 года составляла 100 млн. долларов. Битва за картину длилась бесконечные 20 минут и обернулась самой дорогой в истории продажей предмета искусства: полотно 66 на 45 сантиметров ушло за 27 миллиардов рублей! Окончательная цена составила 400 млн. долларов, но из-за комиссии она выросла до 450,3 млн.долларов. Подробнее

Принц Саудовской Аравии приобрел шедевр, тем самым сделав его самым дорогим полотном на планете. Организаторы торгов позже назвали другого покупателя: департамент культуры и туризма Абу-Даби (ОАЭ). Зачем покупали? Чтобы выставить портрет Иисуса Христа в центре исламского мира в только что открывшемся Лувре Абу-Даби в ОАЭ. Другие видные французские музеи согласились продать временную франшизу и отправили в Абу-Даби в аренду более 300 предметов искусства.

В конце марта 2019 году в СМИ появились сообщения, что картина исчезла из музея в Абу-Даби. Ее больше не выставляют на всеобщее обозрение. Недавно стало известно, что «Спаситель мира» находится на яхте принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Сообщалось, что полотно будет там до тех пор, пока власти страны не построят культурный центр в регионе Эль-Ула, где картину можно будет выставить.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий