культура

Сказочные иллюстрации и декорации И.Я. Билибина

Иван Билибин – любитель старины, маркетолог и сказочник, создатель революционного двуглавого сокола и патриот собственной страны, человек времени модерна. В одном предложении можно уместить целую жизнь, но … Русскую сказку мы представляем зрительно немерено картинам живописцев. Почаще всего это И.Я. Билибин либо В.М. Васнецов. О Васнецове-сказочнике я уже говорил, сейчас побеседуем о Билибине-иллюстраторе сказок.

Иван Яковлевич Билибин (1876 — 1942) — родился в 1876 году в семье военного мореплавателя и доктора Якова Ивановича Билибина. Мама Ивана и его младшего брата Александра, Варвара Александровна (урожденная Бубнова) происходила семьи потомственных моряков. Закончил гимназию, получил профессию юриста. Но наряду с сиим он обучался живописи в рисовальной школе Общества поощрения живописцев, позже в Мюнхене у художника Потом. Ашбе, когда далее, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина.

Решающей в судьбе художника была выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств в 1898 году. Далее этого он уезжает в деревню (Егны Весьегонского уезда Тверской губернии), изучает русскую старину и находит собственный уникальный стиль, в каком будет работать до самого конца жизни. Для исследования древесной архитектуры в 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии.

Далее путешествий Билибин произнес: «Лишь совсем не так давно, буквально Америку, открыли старенькую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Да и по-под пылью она была великолепна, так великолепна, что полностью понятен 1-ый минутный порыв открывших её: возвратить! возвратить!». И возвратил, еще как возвратил!

С 1899 немерено 1902 Иван Билибин создаёт серию 6 «Сказок»: «Притча о Иване-царевиче, Жар-птице и о Сероватом волке», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Орла», «Василиса Красивая», «Марья Моревна» и две сказки в одной книге — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с «Белоснежной уточкой». Составителем сборника стал фольклорист Александр Афанасьев.

Его книжки похожи на древние рукописи, живописец продумывает все декоративные части: шрифты, орнаменты, декорации, инициалы и все другое. Это вдовольнастоящему неповторимые книжки.

Сам он обрисовывает иллюстрации как «стиль древнерусский (народные картины и старенькые лубочные сказки, лишь облагороженные)».

«Иван – стальная рука» — так называли его коллеги за точность полосы и четкость изображения. 5 квадратных см в денек – педантичность художника поражала коллег.

В наиболее поздних иллюстрациях живописец от лубочных приемов перебежал к принципам древнерусской живописи: цвета стают сочнее, насыщеннее, но границы меж ними обозначены сейчас не чёрным узким контуром, когда тональным сгущением и узкой цветной линией.

Иван Яковлевич был загружен работой – иллюстрировал сказки Пушкина, российские народные сказки и былины. Не считая того, увлёкся оформлением торжественных открыток, попробовал себя в разработке рекламы, работал как театральный живописец.

  • 1904—1905 — «Притча о царе Салтане» Потом. С. Пушкина;
  • 1906 — «Притча о золотом петушке» Потом. С. Пушкина;
  • 1908 — «Притча о рыбаке и рыбке» Потом. С. Пушкина (неопубликован, сохр. неск. илл.);
  • 1908 — «Руслан и Людмила» Потом. С. Пушкина.

Иллюстрации к “Притче о царе Салтане” 1905 г.

Иллюстрации к «Притче о золотом петушке» 1906-1907 гг.

Иллюстрации к «Притча о рыбаке и рыбке» 1908 г.

Билибин к пушкинским сказкам возвратился в 1917-1918 гг. Иллюстрации «Руслана и Людмилы», выставленные ниже, относятся конкретно к сиим годам.

Сказки в театре

Притчами Билибин занимался и в театре. 1-ый опыт в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для государственного театра в Праге. Последующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петух», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и остальных. Билибин употреблял старенькую гравюру, лубок, народное искусство. Он был настоящим знатоком древних костюмов различных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала государственный спектр народа.

Арабские сказки

Все знают Билибина, как иллюстратора российских сказок, былин, но «арабская» либо «восточная» тема находится в творчестве мастера.

Крайние работы

Далее начала Величавой Российскей войны Иван Билибин отказался эвакуироваться и погиб в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в поликлинике при Всероссийской Академии художеств. Крайней работой известного художника стала предварительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

P.S. Для самых терпеливых видеосюжет о художнике:

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

P.Р.S. Еще статьи о российских художниках и их сказочных героях:

Потом.Житков.

Источник: zen.yandex.ru