культура

Сказки и реальность Михаила Врубеля

Жизнь этого мастера сложилась чудной сказки и грозной действительности. Два мира изображены и на его полотнах. Пугающие, привораживающие, волшебные, калоритные герои его полотен запоминаются, врезаюся в память! Притча Врубеля соседствует с магией: богатыри и бесы, языческие боги и сказочные кросотки, нечитсть и святые. Она совершенно другая, не таковая как на полотнах Билибина и Васнецова. Итак, смотрим!

Биография

Миша Александрович Врубель родился в 1856 году в городке Омске. Живописец, график, архитектор, мастер прикладного искусства, живописец театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905 года).

В 1860-е обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Закончил юридический факультет Петербургского института (1880). В 1880-1884 — в Академии художеств у П.П. Чистякова (курс не закончил). Заходил в Абрамцевский кружок, член «Столичного приятельства живописцев», «Мира искусства», член-учредитель «Союза российских живописцев» (1903). Живописец Российской личной оперы С.И. Мамонтова. В 1870-1890-х сделал бессчетные путешествия за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: сделал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Управляющий Абрамцевских глиняних мастерских (с 1890). В 1889-1904 жил в Москве, потом в Петербурге. С 1902, страдая томным болезнью, уже не работал систематически. В 1906 году им совсем обуяло безумие, сразу с которым наступила слепота. В крайние годы жизни Врубель фактически повсевременно был погружён в мир собственных галлюцинаций, время от времени наступало просветление. Погиб живописец в апреле 1910 года (

Творчество

Жизнь Врубеля в искусстве ясно делится на четыре периода, которые охото уподобить трем актам драмы с прологом. Пролог — годы учения в Академии художеств. 1-ый акт — Киев, 2-ая половина 1880-х годов, встреча с древностью 2-ой — кипучая деятельность в Москве, начатая в 1890 году «Бесом сидячим» и завершенная в 1902 году » Бесом поверженным». 3-ий (1903—1906) — крайних четыре года, прошедших подо знаком надвигающегося катастрофического конца. 4-ый — еще четыре года Врубель жил уже лишь на физическом уровне.(

Любители живописи, рисующие люди знают картины Врубеля с юношества. Картины и их сюжеты необыкновенны, разноплановы. Так было так будет. Полотна смотрелись почти всеми зрителями и описывались обилием создателей наиболее 100 лет. В протяжении столетия суждения о Врубеле были так разноречивы и изменчивы, как, пожалуй, ни о ком другом российских живописцев. Общество изменялось, взоры то-же. И образ Врубеля изменялся так-же, при этом эти смены происходили еще при жизни художника.

«… в протяжении жизни Врубеля оценки его искусства размещались на широкой шкале — от «одичавшего уродства», «бесталантной мазни», «гадости» до «чудных симфоний гения»(

Преподаватели Врубеля отмечали его острое чувство формы, цвета, умение передать самую сложную фактуру. Его основной учитель Чистяков считал Миши самым профессиональным собственных учеников. Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он идиентично отлично обладал всеми графическими материалами. Видишь свидетельство наблюдавшего Врубеля за работой С. И. Мамонтова: «Самая техника рисования М.Да биш. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству запатентованные преподаватели рисования. Он отвергал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия придумана людьми и не нужна художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу либо на холст отдельные мозаичные обрывки тени, при этом присваивал им заурядно прямолинейные очертания. Видя начало его работы, никогда недозволено было несть сиим пятнам угадать, что конкретно он желает изобразить, и лишь позже набросок поражал обычный глаз собственной смелостью и рельефностью, затем для непривычного нередко навечно оставался таинственной картинкой» (Мамонтов С. Врубель как живописец // Российское слово. 1910. четвертого апреля.).

Главной его радостью и залогом счастья была сама возможность творить. Конечный вид и предстоящая судьба картин его заботили не много, так что работы свои он нередко переписывал. Много ли совершенно у Врубеля законченных работ, тем наиболее рисунков? Незаконченность так нередко встречается у него, что ее недозволено постоянно разъяснить. Незаконченными остались такие серьезные вещи, как все варианты «Гамлета и Офелии»(1883,1884,1889), «Портрет К.Д.Арцыбушева»(1895—1896), «Портрет С.И.Мамонтова»(1897), «Парящий Бес»(1899), «Сирень»(1900), «Далее концерта. Портрет Н. И. Забелы»(1905); много раз переделывались панно с изображением времени денька (1897—1898), переписывался «Бес поверженный»(1902).

Он погиб в 1910 году на психическом уровне нездоровым человеком, но как живописец он был здоров.

Сказки в работах Врубеля

Статуя, мозаика, витраж, майолика, строительные маски, строительные проекты, театральные декорации, костюмчики практически во всех этих работах Врубеля можно отыскать сказочные мотивы. Он расположил собственный сказочно-фольклорный мир на стыке бардовского воображения и оптически достоверной действительности. Изображая сказочных героев, Врубель не иллюстрировал известные литературные сюжеты, он творил постоянно свои сказки.

Но это не означает, что он любил первоисточники. Создавая, к примеру, «Богатыря», он от всей души вживался в мир былин и их героев. Молвят, что портрет-картина «Царевна-Лебедь» написана на сюжет «Сказки о царе Салтане» Пушкина. Но никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет. Лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночкой — персонаж полотна «Пан». Греция? Откуда данный вид : эллинского козлоногого бога и российского Лешего.

Восточная притча, 1886

Сам сюжет «Восточной сказки» возник подо впечатлением «Сказок Шехерезады». Основным героем является авторитетный владелец шатра, с ним его бессчетные супруги. Одна их красива и смугла, ревниво глядит на новейшую избранницу супруга, которая в свою очередь застенчиво опустила взгляд и стоит перед ними. Лунный свет голубым ласковым сиянием кутает красивую даму, переливаясь на томных украшениях. Чуток склоненная голова, тоненькая, роскошная фигура в богатых одеждах полна спокойствия и внутреннего плюсы. Чтоб буквально прописать детали, живописец употреблял способ точеного нанесения. Врубель сделал упор на расчудесный, обеспеченный ковер.

Снегурочка, 1890

Врубелю были заказаны эскизы костюмов к опере «Снегурочка». Невзирая на эскизность работы, основным в какой был должен быть конкретно костюмчик, создатель не удержался от работы над фоном и деталями, даже схематичными.

Стенкой стоит зимний лес за спиной героини. У ее ног посиживает белка. Героиня незначительно растеряна, хотя и довольно уверена внутри себя. На губках легкая, чуть уловимая ухмылка. Глаза — огромные, ошеломленные, готовые к новеньким, неизвестным ранее впечатлениям, познаниям, приключениям.

«Микула Селянинович и Вольга», 1898–1899

Первым разрабатываемым сюжетом российской старины сделалось богатырство. Былинный сюжет о столкновении пахаря Микулы и высокомерного богатыря Вольги лег в базу первой сказочной работы Врубеля.

В 1896 г. в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный отдел. Для павильона искусств несть заказу С. И. Мамонтова Врубель написал крупноформатное декоративное панно «Микула Селянинович» (1896), которое было отвергнуто. Сохранился эскиз-вариант, в нем противопоставлены два богатыря: на фронтальном плане изображен Микула как обычной крестьянин пашущий землю на лошадки и на среднем плане изображен Вольга как вояка на боевом жеребце. Мощная фигура Микулы Селяниновича, олицетворяя силу земли, символизирует всевластный и глубоко лирический образ российского народа.

Понятно, что Врубель обрезаны увлекся работой с керамикой и интересовался не только лишь ее росписью, да и конкретным созданием, созданием консистенции глины, лепкой.

В разработке первого экземпляра камина Врубель воспринимал самое активное роль, последующие делал Пётр Ваулин несть его эскизам. 1-ый камин получил золотую медаль на Глобальной выставке в Париже и был там сходу продан, также есть врубелевские камины в Москве: в музее «Коломенское», в Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства. В Петербурге камины находятся в Муниципальном Российском музее и в доме Бажанова.

«Богатырь», 1898

«Богатырь» — коренастый, восседающий на жеребце. Это «мужичище-деревенщина» может биться палицей «в девяносто пуд», испить чару вина в «полтора» ведра. Ему «грузно от силушки, как от томного бремени», но движется он»чуток повыше леса стоячего, чуток пониже облака ходячего» — на картине вершины елей показываются у ног жеребца. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи спрятались два ястреба, весьма прекрасен задний план. Широкоплечий,маленький, угловато, богатырь глядит зорко и остро, слушает чутко. Одежка и доспех у него узорчаты, разодеты. Сказочная мощь и сила исходят от этого героя.

«Пан», 1899

Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал энтузиазм к созданиям с двойной природой. Владел отвратительной наружностью, покрыт шерстью, имел рога и копыта, Пан наводил «панический» кошмар на людей, потревоживших его покой. Нрав имел радостный, спутник игривых нимф, знаменитый создатель первого музыкального инструмента – свирели. Он смастерил ее тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. На картине Врубеля – или леший, или эллинский пресонаж. В виде его нет ничего устрашающего. Посмотрие ему в глаза — печальные и добрые! Живописец изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Тишь, покой и тихая свирель Пана.

«Царевна-Лебедь», 1900

Врубель сделал пленительный тревожно-таинственный дамский образ. Искусствовед Н. Да биш. Дмитриева охарактеризовала картину так: «в ней звучит что-то тревожное, — недаром это была возлюбленная картина Блока. В сгущающихся сумерках с багровой полосой заката царевна уплывает во тьму и лишь в крайний раз обернулась, чтоб создать собственный странноватый предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы чуть ли станет послушливой супругой Гвидона, и благополучия не обещает её печальный прощальный взгляд. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу (супругу Врубеля)— совершенно другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в „Притче о царе Салтане“». Царевна-Лебедь – имеет двоякую природу. Художик пробует поймать момент перевоплощения девы в птицу, расчудесное изменение тела. Лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к занию черных сторон жизни.

30 три богатыря, 1901

Картина принадлежит серии работ художника в живописи, графике и керамике, посвященных юбилею Да биш.С.Пушкина и обязанных своим возникновением стихам величавого поэта, музыке Н.Да биш. Римского-Корсакова для оперы «Притча о царе Салтане» и русскому фольклору. Не оконченная. На картине изображен узнаваемый с юношества сюжет – воды, как жар горя, выходят 30 три богатыря, и с ними дядька Черномор. Конкретно это лицезреет зритель. морской бушующей бездны выходят в доспехах богатыри. «30 три богатыря», были сделаны на стыке сказочных мотивов, классической исторической живописи и иллюстрации, также жанра, который в крайнее время стали именовать фантазией.

Декорации и персонажи театральных постановок

Врубель часто делал дизайна декораций к операм, костюмчики и вид персонажей в театральных постановках.

«Город Леденец» — это один эскизов к декорациям для сцены, на которой проходила опера Н.Да биш. Римского-Корсакова « Притча о царе Салтане», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным. Это опера была личной и проходила в городке Москва. Работа исполнена в светлых тонах, наглядно указывает нам любовь художника к истории российской архитектуры. Живописец открывает вид на сказочный город Леденец через широкие распростертые ворота. Сам сказочный город находится в окружении воды на полуострове. Работа была сотворена Мишей Александровичем Врубелем в 1900 году.

Сначала XX в. М. Да биш. Врубель равномерно оставляет сказочно-фольклорную тему, в его творчество поначалу ворачивается тема Беса, потом придет и тема Пророка.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Да биш.Житков.

Источник: zen.yandex.ru