культура

Сказки и реальность Михаила Врубеля

Жизнь этого мастера сложилась из дивной сказки и суровой реальности. Два мира изображены и на его полотнах. Пугающие, завораживающие, магические, яркие герои его полотен запоминаются, врезаюся в память! Сказка Врубеля соседствует с мистикой: богатыри и демоны, языческие боги и сказочные красавицы, нечитсть и святые. Она совсем иная, не такая как на полотнах Билибина и Васнецова. Итак, смотрим!

Биография

Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в городе Омске. Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905 года).

В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). В 1880-1884 — в Академии художеств у П.П. Чистякова (курс не окончил). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически. В 1906 году им окончательно овладело безумие, одновременно с которым наступила слепота. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, иногда наступало просветление. Умер художник в апреле 1910 года (

Творчество

Жизнь Врубеля в искусстве отчетливо делится на четыре периода, которые хочется уподобить трем актам драмы с прологом. Пролог — годы учения в Академии художеств. Первый акт — Киев, вторая половина 1880-х годов, встреча с древностью Второй — кипучая деятельность в Москве, начатая в 1890 году "Демоном сидящим" и завершенная в 1902 году " Демоном поверженным". Третий (1903—1906) — последних четыре года, прошедших под знаком надвигающегося трагического конца. Четвертый — еще четыре года Врубель жил уже только физически.(

Любители живописи, рисующие люди знают картины Врубеля с детства. Картины и их сюжеты необычны, неоднозначны. Так было и так будет. Полотна смотрелись многими зрителями и описывались множеством авторов более ста лет. На протяжении столетия суждения о Врубеле были так разноречивы и изменчивы, как, пожалуй, ни о ком другом из русских художников. Общество менялось, взгляды то-же. И образ Врубеля менялся так-же, причем эти смены происходили еще при жизни художника.

"… на протяжении жизни Врубеля оценки его искусства располагались на широкой шкале — от "дикого уродства", "бездарной мазни", "мерзости" до "дивных симфоний гения"(

Педагоги Врубеля отмечали его острое чувство формы, цвета, умение передать самую сложную фактуру. Его главный учитель Чистяков считал Михаила самым талантливым из своих учеников. Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он одинаково хорошо владел всеми графическими материалами. Вот свидетельство наблюдавшего Врубеля за работой С. И. Мамонтова: "Самая техника рисования М.А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования. Он не признавал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные клочки тени, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. Видя начало его работы, никогда нельзя было по этим пятнам угадать, что именно он хочет изобразить, и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой" (Мамонтов С. Врубель как художник // Русское слово. 1910. 4 апреля.).

Главной его радостью и залогом счастья была сама возможность творить. Конечный вид и дальнейшая судьба картин его заботили мало, так что работы свои он часто переписывал. Много ли вообще у Врубеля законченных работ, тем более рисунков? Незаконченность настолько часто встречается у него, что ее нельзя всегда объяснить. Незаконченными остались такие капитальные вещи, как все варианты "Гамлета и Офелии"(1883,1884,1889), "Портрет К.Д.Арцыбушева"(1895—1896), "Портрет С.И.Мамонтова"(1897), "Летящий Демон"(1899), "Сирень"(1900), "После концерта. Портрет Н. И. Забелы"(1905); много раз переделывались панно с изображением времени дня (1897—1898), переписывался "Демон поверженный"(1902).

Он умер в 1910 году психически больным человеком, но как художник он был здоров.

Сказки в работах Врубеля

Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы во всех этих работах Врубеля можно найти сказочные мотивы. Он поместил свой сказочно-фольклорный мир на стыке авторского воображения и оптически достоверной реальности. Изображая сказочных героев, Врубель не иллюстрировал известные литературные сюжеты, он творил всегда свои сказки.

Но это не значит, что он не жаловал первоисточники. Создавая, например, "Богатыря", он искренне вживался в мир былин и их героев. Говорят, что портрет-картина "Царевна-Лебедь" написана на сюжет "Сказки о царе Салтане" Пушкина. Но никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет. Лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью — персонаж полотна "Пан". Греция? Откуда этот облик : эллинского козлоногого бога и русского Лешего.

Восточная сказка, 1886

Сам сюжет «Восточной сказки» появился под впечатлением «Сказок Шехерезады». Главным героем является знатный хозяин шатра, с ним его многочисленные жены. Одна из них красива и смугла, ревниво смотрит на новую избранницу мужа, которая в свою очередь стеснительно опустила взор и стоит перед ними. Лунный свет голубым нежным сиянием окутывает прекрасную девушку, переливаясь на тяжелых украшениях. Чуть склоненная голова, тоненькая, изящная фигурка в богатых одеждах полна спокойствия и внутреннего достоинства. Чтобы точно прописать детали, художник использовал метод точеного нанесения. Врубель сделал акцент на чудесный, богатый ковер.

Снегурочка, 1890

Врубелю были заказаны эскизы костюмов к опере "Снегурочка". Несмотря на эскизность работы, главным в которой должен был быть именно костюм, автор не удержался от работы над фоном и деталями, даже схематичными.

Стеной стоит зимний лес за спиной героини. У ее ног сидит белка. Героиня немного растеряна, хотя и достаточно уверена в себе. На губах легкая, едва уловимая улыбка. Глаза — большие, удивленные, готовые к новым, неведомым ранее впечатлениям, знаниям, приключениям.

"Микула Селянинович и Вольга", 1898–1899

Первым разрабатываемым сюжетом русской старины стало богатырство. Былинный сюжет о столкновении пахаря Микулы и надменного богатыря Вольги лег в основу первой сказочной работы Врубеля.

В 1896 г. в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный отдел. Для павильона искусств по заказу С. И. Мамонтова Врубель написал крупноформатное декоративное панно «Микула Селянинович» (1896), которое было отвергнуто. Сохранился эскиз-вариант, в нем противопоставлены два богатыря: на переднем плане изображен Микула как простой крестьянин пашущий землю на лошади и на среднем плане изображен Вольга как воин на боевом коне. Мощная фигура Микулы Селяниновича, олицетворяя силу земли, символизирует могучий и глубоко лирический образ русского народа.

Известно, что Врубель серьезно увлекся работой с керамикой и интересовался не только ее росписью, но и непосредственным созданием, изготовлением смеси из глины, лепкой.

В создании первого экземпляра камина Врубель принимал самое активное участие, следующие делал Пётр Ваулин по его эскизам. Первый камин получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и был там сразу продан, также есть врубелевские камины в Москве: в музее "Коломенское", в Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства. В Петербурге камины находятся в Государственном Русском музее и в доме Бажанова.

"Богатырь", 1898

"Богатырь" — приземистый, восседающий на коне. Это "мужичище-деревенщина" может сражаться палицей "в девяносто пуд", выпить чару вина в "полтора" ведра. Ему "грузно от силушки, как от тяжелого бремени", но едет он"чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего" — на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба, очень красив задний план. Широкоплечий,низкий, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, слушает чутко. Одежда и доспех у него узорчаты, нарядны. Сказочная мощь и сила исходят от этого героя.

«Пан», 1899

Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес к существам с двойной природой. Обладал безобразной внешностью, покрыт шерстью, имел рога и копыта, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. Характер имел веселый, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. На картине Врубеля – то ли леший, то ли эллинский пресонаж. В облике его нет ничего устрашающего. Посмотрие ему в глаза — грустные и добрые! Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Тишина, покой и тихая свирель Пана.

"Царевна-Лебедь", 1900

Врубель создал пленительный тревожно-таинственный женский образ. Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так: «в ней звучит что-то тревожное, — недаром это была любимая картина Блока. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу (жену Врубеля)— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в „Сказке о царе Салтане“». Царевна-Лебедь – имеет двойственную природу. Художик пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесное изменение тела. Лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных сторон жизни.

Тридцать три богатыря, 1901

Картина принадлежит серии работ художника в живописи, графике и керамике, посвященных юбилею А.С.Пушкина и обязанных своим появлением стихам великого поэта, музыке Н.А. Римского-Корсакова для оперы «Сказка о царе Салтане» и русскому фольклору. Не оконченная. На картине изображен известный с детства сюжет – из воды, как жар горя, выходят тридцать три богатыря, и с ними дядька Черномор. Именно это видит зритель. Из морской бушующей пучины выходят в доспехах богатыри. «Тридцать три богатыря», были созданы на стыке сказочных мотивов, традиционной исторической живописи и иллюстрации, а также жанра, который в последнее время стали называть фантазией.

Декорации и персонажи театральных постановок

Врубель регулярно выполнял оформления декораций к операм, костюмы и вид персонажей в театральных постановках.

«Город Леденец» — это один из эскизов к декорациям для сцены, на которой проходила опера Н.А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным. Это опера была частной и проходила в городе Москва. Работа исполнена в светлых тонах, наглядно показывает нам любовь художника к истории русской архитектуры. Художник раскрывает вид на сказочный город Леденец через широкие распростертые ворота. Сам сказочный город находится в окружении воды на острове. Работа была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году.

В начале XX в. М. А. Врубель постепенно оставляет сказочно-фольклорную тему, в его творчество сначала возвращается тема Демона, затем придет и тема Пророка.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий