культура

Русские наряды имперского бала.

Балы в культурную жизнь русского общества были введены Петром I. к началу XIX века балы они стали неотъемлемой составляющей жизни светского общества. Любое бальное торжество требовало серьезной подготовки и больших финансовых затрат, как от его организаторов, так и от участников.

Своеобразной формой светских развлечений были маскарады. Маски предполагали большую свободу поведения и позволяли отступить от моды и правил при выборе одежды. Во второй половине XIX века особенно популярными становятся маскарады в «историческом» стиле. Участники облачались в костюмы различных периодов, как в западноевропейские, так и эпохи Возрождения, Людовика XIV.

В 1903 году царская семья устроила бал-маскарад, на который пригласили 390 гостей. Он был не первым, да и не последним балом в России. Он был блистательным и историческим, это уж точно!

Идея бала появилась у императрицы Александры Фёдоровны: она хотела увидеть царский двор и представителей старинных знатых фамилий в нарядах ХVII века, первого века царствия Романовых. Император поддержал идею. Он рассматривал это событие, как еще один шаг к возрождению древней русской культуры.

Бал вошёл в историю благодаря прекрасным сохранившимся фотографиям. Лучшие фотографы Санкт-Петербурга : «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритов, А.Ясвоин, Л.Городецкий и Е.Мразовская, Д.Здобнов, Ив. Войно-Оранский, Ренц и Ф.Шрадер и др. фотографировали участников. Сегодня некоторые из этих фоторабот мастерски раскрашены Ольгой Ширниной (Klimbim).

Костюмы «допетровской эпохи» были созданны художниками А.Я. Головиным и также И.А. Всеволожским, С.С. Соломко, лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф. Иващенко и Е.Т. Ивановой.

Выделялся модный тогда художник Сергей Соломко, ему помогало большое количество консультантов. 1900-е годы стали пиком популярности и востребованности художника. Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже.

Из коллекции Оружейной палаты достали оригинальные артефакты XVII века. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Сшить русские старинные костюмы стоило дорого — дорогие ткани, старинное сукно, расшитое золотом и серебром, меха, дорогой декор. Шили и в театральных мастерских, и у своих портных, некоторые участники уже имели наряды, оставшиеся с других балов-маскарадов.

Известно, что основная масса костюмов изготовлялась в костюмерных мастерских петербургских императорских театров. Их было три, и располагались они в здании Дирекции на Театральной улице: мастерская по изготовлению женских костюмов для русской оперы и драмы, мастерская по изготовлению женских костюмов для балета и французской драмы и мастерская по изготовлению мужских костюмов для русской оперы, балета и драмы.

Директор императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений». Они носились по городу за советами, обращались к архивным изысканиям, превращая предстоящий бал в исторически достоверное мероприятие".

Времени на подготовку было немного. Траты были велики и для богатых семейств. Танцевать в тяжелых одеждах удовольствия мало. И все же бал состоялся!

Балу предшествовала генеральная репетиция 10 (23) февраля 1903 года. Все высшее общество российской Империи было облачилось в костюмы «допетровского времени»: дамы были одеты в костюмы XVII века: боярынь, богатых горожанок и селянок, кавалеры вышли в одеждах бояр, казаков, стрельцов или сокольничих XVII века. На некоторых участниках были костюмы и наряды других времен, наверное, это было допустимо. Обряженные в народные одежды девушки использовали дорогие ткани и расшиты костюмы были золотом, бисером и жемчугом.

11 (24) февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре. После, в Павильонном зале участники бала танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. Молодых офицеров десятками по специальной разнарядке присылали из стоявших в петербургском гарнизоне гвардейских полков. Полковые командиры напутствовали корнетов и поручиков приказами: танцами не манкировать и приглашать тех дам, что "простаивают", а не тех, кого хочется.

13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Бал открылся полонезом из оперы «Жизнь за царя» и исполнении придворного оркестра в мундирах XVII века. В 23 часа все участники перешли в Концертный зал, где за позолоченной решёткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в Большом Николаевском зале, обращённом в зимний сад с эстрадой для одетого в русские костюмы славянского хора, который встречал гостей.

У участников событий хватило сил и на третий бал в тех же нарядах. Правда, он уже не подходил под определение "Императорский", так как давал его 27 февраля граф Александр Шереметев. Сценарий повторился один-в-один, гости явно не заскучали.

Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.

В «русском» участвовали двадцать четыре молодые пары , танец был создан специально для девушек, исполнявших его. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова.

42-х летняя княгиня Зинаида Николаевна Юсупова предполагала на балу всех поразить. Она заказала русский костюм боярыни XVII века, отделанный ювелиром Картье драгоценными камнями по всему подолу платья, и кокошник. Для памятного альбома Зинаида Николаевна позировала в образе, состоявшем из кокошника, сарафана и боярской русской безрукавки.

Отличилась Зинаида Николаевна еще и тем, что к костюму было создано 2 кокошника и два вида рукавов. Платье в форме сарафана для обоих образов было одним и тем же. В Государственном Эрмитаже сохранился сарафан княгини Юсуповой. Сарафан или же сарафанец — основной элемент русского женского национального костюма в виде длинного безрукавного платья, чаще всего на бретельках.

Вопреки всем канонам классического кроя, сарафан Зинаиды Николаевны притален. Длинные рукава сарафана покроя «жиго», очень густо собранные у плеча и узкие у кисти – дань моде того периода времени. Рукава не пришиты к сарафану, здесь есть свой секрет: под сарафан одета специальная рубашка, рукава ее из дорогой, богато украшенной ткани.

Костюм Елизаветы Федоровны состояд из светлого ле́тника, шитого золотом спереди и по подолу. Летник – это верхняя накладная, сильно раскошенная книзу длиннополая одежда с длинными, очень широкими внизу рукавами. Летник украшали бобровым ожерельем – накладной круглой меховой пелериной с потайной застежкой. Мех для таких ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Голову Великой Княгини венчает кокошник — головной убор замужних и незамужних женщин. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух. Богатые крестьянки продолжали создавать и носить кокошники и во времена Петра Первого и после.

К величайшему сожалению, костюма Великой княгини Елизаветы Фёдоровны не сохранились. В музее Метрополитен г. Нью-Йорка сохранился кокошник созданный в начале XIX века, точно повторяющий по форме головной убор Великой Княгини. Этот тип кокошника характерен для Владимирской и Нижегородской губерний.

Император Николай II был одет в костюм, точно повторяющий выходное платье его любимого предка, царя Алексея Михайловича: кафтан и о́пашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

Эскиз исторического костюма для царя разработали директор Эрмитажа И. А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е. П. Пономарёв. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора — фирме Сапожниковых — два вида бархата и золотую парчу. Было отобрано 16606 штук драгоценных камней, в их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну царя Ивана Грозного Федору Ивановичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.

Императрица Александра Фёдоровна была облачена в костюм царицы Марии Ильиничны, супруги царя Алексея Михайловича, Тишайшего. Эскиз для костюма Императрицы Александры Федоровны создан то же Е.П. Пономаревым в соавторстве с И.А. Всеволожским. «Наряд царицы Марии Ильиничны» был выполнен костюмером московских императорских театров с 1898 года – Иващенко Александрой Федоровной.

Наряд императрицы состоял из царского пла́тна – распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – ба́рмы и головной убор — коруна.

Члены некоторых знатных фамилий присутствовали целыми семьями. Фотографы сделали семейные фото. Смотрим ниже:

Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).

И для самых терпеливых: сохранившиеся костюмы и их фото 1903 года:

Очень хорошие сайты по теме:

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru