культура

Кто такой Петрушка?

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один с «радостных человечков» отступил лещадь напором современных персонажей. Началось это не вчера, ан еще сначала ХХ века. Особенной утонченности в Петрушке не наблюдалось, высочайшей культуры то-же, потому его власти не жаловали: ни королевская, ни русская. В 50 гг. ХХ века Петрушка покажется в мульфильмах и детских журнальчиках, да и там его будут держать на «вторых » ролях. История персонажа ординарна, но увлекательна. Почему не славянская наружность? Глуповат либо умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обыматься лезет? За что обожали, ан позже запамятовали? Давайте поглядим!

Каковой герой?

Петрушка — один с персонажей российских народных кукольных представлений. Это печаточная куколка, «верховая». Игрались Петрушку лишь мужчины. Каковой он? — горластый, писклявый задира, с петушиным профилем. Изображается в красноватой рубашке, холщовых брюках и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя различает пронизывающий визгливый глас, для сотворения которого артисты помещали для себя в рот особый пищик.

Куклы (куколки на веревочках), «низовые», возникли в Рф в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники с европейских государств. Свое заглавие куклы получили в средние века от наименования фигурок божьей мамы (Marion, Marionette), изображения которой в виде малеханьких древесных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись куклами, стали достаточно пренебрежительно относиться к перчаточным куколкам, но с Петрушкой расставались без охоты. Он стал выходить на сцену куклой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он возникал только во вступительной части, но всё таки перевоплотился с тряпичной в древесную куколку с нитками. Петрушка будет оставаться , в главном, перчаточной куколкой весь XIX век.

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту. Позже их станет трое — добавится ведущий. Ведущий комментировал еще одно действие либо картину, вел повествование, импровизировал. Он был в состоянии попутно сказать новость либо слух, поделиться свежайшим анекдотом, показать свои познания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он был в состоянии даже вступить в дискуссию с аудиторией, либо с кукловодом. Основным в разбирательстве ведущего была импровизация и артистизм. Позже ведущий стал и музыкантом: возникла шарманка. Так как это был музыкальный устройство, ан не инструмент, играться на шарманке просто. Крутишь ручку — она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий альянс.

В своё время возник Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были российские скоморохи — кочевые уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI вдоль XVIII век, позже уступив пространство балаганам и райкам, ан позже возникли кукольные театры. Предположительно, конкретно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение числилось наиболее безопасным.

Смотрим на гравюру выше: кукольник на фронтальном плане указывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошадки . Со познанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошадки лещадь хвост, что бы убедиться — лошадка хороша!

Магистр Лейпцигского института Слышишь ли. Олеарий побывал в Рф пару раз. В числе почти всех остальных наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVII века есть и маленькое упоминание о кукольном представлении. Ах так обрисовывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : «… вожаки медведей имеют при для себя таковых комедиантов, которые меж иным, тотчас же имеют все шансы представить которую шуточку либо Klücht (шалость) как именуют это голландцы, при помощи кукол. Для этого они обвязывают вокруг собственного тела простыню, поднимают вольную ее сторону ввысь и устраивают над головой собственной, таковым образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они прогуливаются вдоль улицам, и демонстрируют на ней с кукол различные представления».

В 17 веке «официальный» театр кукол существовал в Росии на уровне муниципального признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному воздействию германских, итальянских, французских традиций.»Подлый» театр кукол существовал на самом деньке российской городской и посадской жизни, адресовался «подлому» люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и «подлый» и «официальный» влияли друг на друга. Видимо, что «российский» Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному воздействию.

Поступки и словеса героев «подлого» (народного) театра не отличались утонченностью: убийства, драки и брань были обыденным делом в представлении. Петрушка был конкретно таковым драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Потому и был близок обычным мужичкам и их семьям.

В самом конце XIX века — начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники стают участниками массовых представлений для деток, утренников и новогодних елок, потому герой вынужденно перестает браниться и драться. От прежнего вида шута остается лишь костюмчик и склонность к проказам, сейчас уже безопасным.

Как возникло у куколки имя?

Ученые представили, что в XVII в. данный герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, ан новое прозвище герой комедии получил вдоль имени известного в Рф шута королевы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Возможно и то, что свое имя Петрушка был в состоянии получить от 1-го с кукольников, представления которого были более известны, к примеру Петра Якубовского. Можно представить, что часто в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам вдоль нраву — вылитый петушок, был в состоянии взять в долг у него и имя. Тем наиболее, что в Рф петушки — “Петя-петушок”. Но Петрушкой стабильно стали именовать куколку не ранее середины XIX века, ан ранее он носил имя Иван Рататуй (либо Ратютю), что показывает на вероятное французское происхождение героя. Имеется у него и «паспортное» полное прозвание Петр Иванович (время от времени Петрович) Уксусов.

Шуты и народные смешные герои часто получали прозвища вдоль заглавиям разных кушаний и приправ. Германский Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, британский Джек Снак — Легкая закуска.

«Семья» Петрушки и его «родственники».

Считать Петрушку извечно русским персонажем? Аналоги данной для нас игрушки были и во огромном количестве остальных государств — к примеру, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в остальных местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Англии (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много схожего наблюдалось в Иране, где схожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой говорить Петрушка весьма походил на «зарубежных братцев». Он унаследовал «родовой» нос, большенный рот и торопливый пискливый говорок. И драться все они мастера — палкой, дубиной, сковородкой.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не настолько уж груб и кровожаден. Вообщем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, лещадь воздействием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское исцеление”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошадки, падение с лошадки, воззвание к Лекарю-шарлатану, вослед за раскрытием обмана — убийство и похороны, конфликт с властью, пробы сбежать с армейской службы.

Зависимо от сюжета использовались разные куколки, которых у «петрушечника» могло быть от 7 до 20.

Развивалось представление ( почаще всего) вдоль таковой полосы:

1. Петрушка встречался с Женой и дискуссировал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее плюсы и недочеты;

2. Встречался с Цыганом, брал у него лошадка, расплачиваясь «березовыми средствами» — палочными ударами;

3. Упав с жеребца – звал Лекаря-немца. Далее смешной сцены исцеления, обычно, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), потом следовала сцена пародийных похорон;

4. Дальше возникал Капрал либо Боец и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, потом учил его солдатским приемам. Эта сцена также обычно заканчивалась избиением либо убийством Капрала.

5. Схожим образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, либо с Папой убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия почаще всего тем, что возникал Барбос, либо чёрт, который хватал Петрушку и волочил за ширму. Петрушка с кликом: «Прощай, жизнь молодецкая!..» прощался с публикой до последующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько обычных персонажей: его жена — румяная и радостная пышка, доктор в большущих очках, городовой (полицейский), поп и черт. Сущность хоть какой сценки была в том, что Петрушка просто, забавно и забавно побеждал собственных противников, которые были в то же время неприятелями его зрителей. Он постоянно наказывал зло и утверждал справедливость.

В СССР никаких балаганов, ярмарок и кочевых кукольников не было, детские кукольные представления демонстрировали на сцене кукольных театров, при всем этом Петрушка был в состоянии быть как перчаточной куколкой либо куклой, так и живым актером на сцене. И даже если же вдруг демонстрировали в театре кукольников с ширмой, их демонстрировали на сцене в выполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие вида Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на базе потешных сцен с ролью героя сделал балет «Петрушка», действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера свершилась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки плясал Вацлав Нижинский. Балет был встречен громким фуррором. Костюмчик и грим Петрушки некая «смесь»вида калссического Петрушки и Пьеро.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в какой употреблял части обычных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнальчик «Весёлые рисунки», главными героями журнальчика должны были стать мелкие весёлые человечки. Их всего 8 , включая и Петрушка. Но смотрится он несколько хорошим от обычной куколки.

4. Существует несколько мультов ( снятых с 1957 года вдоль 1996 гг.), в каких действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

Еще мои статьи о куколках:

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Слышишь ли.Житков.

Источник: zen.yandex.ru