культура

Картины по русской истории

Иллюстрировать курс российской истории мысль не новенькая. В реализации данной нам идеи выделяется издание 50-ти выпусков «Картины сообразно российской истории». Они выходили с 1908 сообразно 1913 гг. Часть картин (30 штук) были переизданы позже в виде открыток. В русское время эту идею подхватят и продолжат ее реализовывать, дополнив и отредактировав. В чем секрет? Кто вымыслил? Кто нарисовал 50 картин? Разбираемся и пользуемся!

В патриархальной еврейской семье негоцианта, 1-го маленьких галицийских городков Бучач, 21 сентября 1854 года родился будущий книгоиздатель. Он получит не плохое образование и практику в Вене, откуда и переедет в Москву в 26 лет.

1-ые детские книжки, приготовленные издательством Кнебеля в 1897 году, были предусмотрены для дошкольников. Они представляли собой малообъемные брошюры (8—12 с.) с цветными страничными рисунками и маленьким сопроводительным текстом. Успеху этих изданий содействовало несколько событий: красивая полиграфия, хорошее содержание, соединение эстетического, исторического, педагогического в одно целое!

К огорчению, в ряде книжек серии литературная база была слабее декоративной, за что Кнебеля сто раз упрекали даже его наиблежайшие друзья.

Ответ Кнобеля на эти упреки полностью современен: «Ребенок стремительно забудет о содержании, — гласил он. — Ан краски, яркая палитра, набросок запечатлеются в его душе навечно и оставят след, быть может, навечно». На этих принципах сейчас построена инфографика.

Осуществлению уникальных книжно-графических планов метод­ствовали и руководители типографий, где печатались эти книжки, основным образом типографии Приятельства Ан. И. Мамонтова (в Москве) и Экспе­диции заготовления муниципальных бумаг (в Петербурге), работавшие в тесноватом контакте с живописцами. Мысль изданий такового рода принадлежала известному Абрамцевскому художественному кружку.

Не случаем создателями первых книжек-тет­радок новейшего типа стали активные члены кружка: Е. Д. Поленова (Война грибов. М., 1889) и В. М. Васнецов (Пушкин Ан. С. Песнь о вещем Олеге. Спб., 1899). Декоративные находки Поленовой получили предстоящее раз­витие в книжной графике художника С. В. Малютина (Пушкин Ан. С. Притча о царе Салтане. М., 1898; Пушкин Ан. С. Руслан и Людмила. М., 1899; «Ай-ду-ду». М., 1899 и др.), ась? творческие поиски В. М. Васнецова — в откровенно стилизованных иллюстрациях И. Я. Билибина («Царевна-ля­гушка». СПб., 1901; «Василиса Красивая». СПб., 1902; «Марья Моревна». СПб., 1903 и др.)

Для издания «Картины сообразно российской истории» Кнебель привлек и историка и преподавателя Князькова Сергея Александровича (1873—1920) и узнаваемых живописцев. Князьков был приглашен Кнебелем для составления плана, редактирования, написания объяснительного текста.

Князьков отобрал 50 сюжетов в обычной, тому времени, периодизации — делились на четыре эры: Киевская Русь, Суздальская Русь, Столичная Русь, Всероссийская Русь. К подготовке изданий И.Н. Кнебель завлекал профессиональных живописцев и графиков начала XX века: В. Ан. Серова, В. М. Васнецова, С. В. Иванова, Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, Ан. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. Ф. Юона и др.

Давайте поглядим весь перечень! Набирайтесь терпения.

Картины собраны в галереи около каждым годом!

1908 год

№ 10 Ан. М. Васнецов. «Двор удельного князя». (XIII—XIV вв.).
№ 11 С. В. Иванов. «Величавый сударь, правитель и самодержец всея Руси» .  №13 С. В. Иванов. «Боярская дума. (XVI—XVII вв.)» .
№ 14 С. В. Иванов. «Земский собор (XVII в.)».
№ 15 С. В. Иванов. «В приказе столичных времен».
№ 18 С. В. Иванов. «Смотр служивых людей. (XVI—XVII вв.)» .
№ 20 С. В. Иванов. «Стрельцы» .
№ 23 Ан. М. Васнецов. «Монастырь в Столичной Руси. (XIII—XVII вв.)» .
№ 24 Б. М. Кустодиев.«Школа в Столичной Руси». № 25 Ан. М. Васнецов. «В светлице древнерусского дома столичных времен (XVI—XVII вв.)».
№ 29 Д. Н. Кардовский. «Бойцы Петра Величавого».
№ 31 Д. Н. Кардовский. «Заседание Сената петровских времен».
№ 36 Д. Н. Кардовский. «Императрица Анна и её двор (1730—1740 гг.)» .
№ 42 Ан. Н. Бенуа. «Вахтпарад при императоре Павле I».
№ 47 М. В. Добужинский. «Город в николаевское время».
№ 50 Б. М. Кустодиев. «Освобождение фермеров» .

1909 год
№ пятого И. Я. Билибин. «Трибунал во времена Российской Правды».
№ 6 Ан. М. Васнецов. «Вече».
№ Восьмой Ан. М. Васнецов. «Новгородский торг».
№ 9. С. В. Иванов. «Баскаки» .
№ 12 С. В. Иванов. «Святейший патриарх Столичный и всея Руси».
№ 16 С. В. Иванов. «Трибунал в Столичном государстве».
№ 17 С. В. Иванов. «Приезд воеводы». № 19 С. В. Иванов. «На сторожевой границе Столичного страны»
№ 21 С. В. Иванов. «Юрьев денек» .
№ 22 Ан. М. Васнецов. «Площадь в городке столичных времен».
№ 26 С. В. Иванов. «В смутное время» .
№ 27 С. В. Иванов. «Во времена раскола».
№ 35 В. Ан. Серов. «Петр Величавый».

1912 год
№ первого С. В. Иванов. «Жилище восточных славян».
№ двух С. В. Иванов. «Торг в большой стране восточных славян». № три В. М. Васнецов. «Варяги». № четыре С. В. Иванов. «Христианство и идолопоклонство».
№ 7 С. В. Иванов. «Съезд князей».
№ 30 Е. Е. Лансере. «Флот Петра Величавого».
№ 32 Ан. Н. Бенуа. «В Летнем саду при Петре Величавом» .
№ 33 Д. Н. Кардовский. «Смотр новиков» .
№ 38 Ан. Н. Бенуа. «Выход императрицы Екатерины II».
№ 39 Ан. Н. Бенуа. «Лагерь екатерининских боец».
№ 41 Ан. Н. Бенуа. «Утро помещика. (Конец XVIII и начало XIX вв.)».
№ 45 Д. Н. Кардовский. «Оборона Севастополя».

1913 год

№ 28 Ан. Н. Бенуа. «В Германской слободе».
№ 34 Ан. Н. Бенуа. «В Летнем саду при Петре Величавом» .
№ 37 Е. Е. Лансере. «Цесаревна Елизавета в Преображенских казармах».
№ 40 В. Я. Чемберс. «Дворянское собрание в екатерининские времена».
№ 43 Д. Н. Кардовский. «Москва в сентябре 1812 года».
№ 44 М. В. Добужинский. «Военные поселения [Александровской эпохи]».
№ 46 М. В. Добужинский. «Учение боец в николаевское время».
№ 48 Д. Н. Кардовский. «Бал в Москве 20-х годов».
№ 49 Б. М. Кустодиев. «В столичной гостиной в 40-х годах».

К любому изображению было составлено описание, вы просто сможете отыскать их в сети веб. Выпущены наборы были не в историческом порядке. Картины выполнены живописцами в разной технике: масло, акварель, гуашь, темпера, литография. 1-ые три периода были отданы в большей степени столичным художникам (С. В. Иванов, братья Васнецовы, Кустодиев), ась? крайний — петербуржцам (Бенуа, Кардовский, Лансере, Добужинский, Чемберс).

Александр Бенуа писал о издателе: «В любом большенном схватке – основная сила в личных человечьих качествах, сообщающих предприятию и жизненность, и яркость, и значительность, и этими личными свойствами в излишке владеет Кнебель»

С той поры прошло около 100 лет. Но не канули в Лету ни сам Кнебель, ни выпущенные им 700 изданий, большая часть которых до сего времени сохраняют свою научную и художественно-эстетическую ценность. Сейчас иллюстрации вовсю употребляют, но полностью позабыты и издатель, ась? время от времени и живописцы. Потому, маленькая справка сообразно художникам.

Александр Николаевич Бенуа — (три мая 1870 — 9 февраля 1960) — российский живописец, историк искусства, основоположник и основной идеолог объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнальчик. Именитый художественный критик, введший в оборот выражения авангард и российский сезаннизм.

Иван Яковлевич Билибин — (16 августа 1876 — 7 февраля 1942) — российский живописец, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Далее образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом. Источник сюжетов: государственный эпос, былины, сказки. Сам Билибин именовал свою тягу к русскому народному творчеству — «голосом крови». Билибин постоянно и всюду оставался одним самых вожделенных воплотителей российской темы в искусстве книжки и театральной живописи.

Аполлинарий Михайлович Васнецов — (1856 – 1933) — российский живописец, российский живописец, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Юная среда». В самом конце XIX – нач. XX вв. сделал серию полотен и рисунков, посвященных истории Москвы. Известен как ученый-археолог и искусствовед. В крайние годы жизни писал пейзажи.

В. М. Васнецов (1848-1926) — российский художник-живописец и конструктор, мастер исторической и фольклорной живописи. Значимая толика творчества посвящена религиозной теме. Васнецов был основоположником «неорусского фасона», перевоплощенного исторического жанра и тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Играл важную роль в развитии русского изобразительного искусства от эры передвижничества к стилю модерн.

Мстислав Валерианович Добужинский ( 1875-1957) — российский и литовский живописец, мастер городского пейзажа, иллюстратор, театральный живописец, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Творчество Добужинского обширно понятно в почти всех странах мира, его работы хранятся в музеях Рф, Великобритании, Франции, США, Аргентины и др. государств.

С. В. Иванов (1864-1910) — российский живописец, академик Императорской Академии художеств. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. В истинное время его причисляют к «поздним передвижникам», другими словами ко второму поколению художников-передвижников, обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения. Иванов выступил новатором исторического жанра. Работал и как мастер офорта и литографии, также как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ан. С. Пушкина и др.

Д. Н. Кардовский (1866-1943) — российский живописец, график, книжный иллюстратор, портретист, академик. Д. Н. Кардовский был реформатором системы образования Академии художеств и создателем педагогической системы, известной «Школы Кардовского». Творчество Д. Н. Кардовского многогранно, был восхитительным пейзажистом, портретистом, создателем исторических картин. Посреди его красочных произведений есть цикл посвященный Петру I, серия работ о декабристах и народовольцах, картина памяти обороны Севастополя. Много занимался книжной и журнальной графикой.

Б. М. Кустодиев (1878 – 1927) — живописец, график, театральный живописец. Создатель жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также статуей. Особо известен картинами жизни русской провинции. В 1910 удостоился чести отдать портрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших живописцев за несколько веков. Аакадемик Императорской Академии художеств с 1909 года. Член «Союза российских живописцев» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации живописцев революционной Рф и остальных.

Е. Е. Лансере (1875–1946) — русский русский живописец. Живописец, график, монументалист, живописец театра; создатель исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Известен и как иллюстратор, и оформитель книжек, и как художник-монументалист, один создателей русской монументальной живописи. Он обращался к прикладному искусству, выступал как теоретик, долгие годы дал педагогической деятельности.

В. Ан. Серов ( 1865-1911) — российский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств. Писал портреты и пейзажи, отрисовывал иллюстрации. Преподавал в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Приятельства передвижных художественных выставок, «Мира искусства», остальных объединений. Член Совета Столичной городской художественной галереи Третьяковых.

В. Я. Чемберс (1878—ок. 1934)- российский и британский график и театральный живописец, член общества «Мир искусства». Более известен как художник-график, театральный живописец. Занимался книжной и журнальной графикой, экслибрисом. Отрисовывал для сатирических журналов, иллюстрировал , отрисовывал виньетки и обложки для художественных изданий. Работал для театра. Участвовал в выставках «Альянс русских живописцев» 1906-09. Жил и работал в Санкт-Петербурге до 1917.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Ан.Житков.

Источник: zen.yandex.ru