культура

Картины по русской истории

Иллюстрировать курс русской истории идея не новая. В реализации этой идеи выделяется издание из 50-ти выпусков "Картины по русской истории". Они выходили с 1908 по 1913 гг. Часть картин (30 штук) были переизданы позднее в виде открыток. В советское время эту идею подхватят и продолжат ее реализовывать, дополнив и отредактировав. В чем секрет? Кто придумал? Кто нарисовал 50 картин? Разбираемся и пользуемся!

В патриархальной еврейской семье купца, одного из небольших галицийских городков Бучач, 21 сентября 1854 года родился будущий книгоиздатель. Он получит хорошее образование и практику в Вене, откуда и переедет в Москву в 26 лет.

Первые детские книги, подготовленные издательством Кнебеля в 1897 году, были предназначены для дошкольников. Они представляли собой малообъемные брошюры (8—12 с.) с цветными страничными рисунками и небольшим сопроводительным текстом. Успеху этих изданий способствовало несколько обстоятельств: прекрасная полиграфия, отличное содержание, соединение эстетического, исторического, педагогического в одно целое!

К сожалению, в ряде книг серии литературная основа была слабее декоративной, за что Кнебеля не раз упрекали даже его ближайшие друзья.

Ответ Кнобеля на эти упреки вполне современен: "Ребенок быстро забудет о содержании, — говорил он. — А краски, красочная гамма, рисунок запечатлеются в его душе надолго и оставят след, может быть, навсегда». На этих принципах сегодня построена инфографика.

Осуществлению оригинальных книжно-графических замыслов способ­ствовали и руководители типографий, где печатались эти книги, главным образом типографии Товарищества А. И. Мамонтова (в Москве) и Экспе­диции заготовления государственных бумаг (в Петербурге), работавшие в тесном контакте с художниками. Идея изданий такого рода принадлежала знаменитому Абрамцевскому художественному кружку.

Не случайно авторами первых книжек-тет­радок нового типа стали активные члены кружка: Е. Д. Поленова (Война грибов. М., 1889) и В. М. Васнецов (Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге. Спб., 1899). Декоративные находки Поленовой получили дальнейшее раз­витие в книжной графике художника С. В. Малютина (Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане. М., 1898; Пушкин А. С. Руслан и Людмила. М., 1899; «Ай-ду-ду». М., 1899 и др.), а творческие поиски В. М. Васнецова — в откровенно стилизованных иллюстрациях И. Я. Билибина («Царевна-ля­гушка». СПб., 1901; «Василиса Прекрасная». СПб., 1902; «Марья Моревна». СПб., 1903 и др.)

Для издания «Картины по русской истории» Кнебель привлек и историка и педагога Князькова Сергея Александровича (1873—1920) и известных художников. Князьков был приглашен Кнебелем для составления плана, редактирования, написания пояснительного текста.

Князьков отобрал 50 сюжетов в привычной, тому времени, периодизации — делились на 4 эпохи: Киевская Русь, Суздальская Русь, Московская Русь, Всероссийская Русь. К подготовке изданий И.Н. Кнебель привлекал талантливых живописцев и графиков начала XX века: В. А. Серова, В. М. Васнецова, С. В. Иванова, Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. Ф. Юона и др.

Давайте посмотрим весь список! Набирайтесь терпения.

Картины собраны в галереи под каждым годом!

1908 год

№ 10 А. М. Васнецов. «Двор удельного князя». (XIII—XIV вв.).
№ 11 С. В. Иванов. «Великий государь, царь и самодержец всея Руси» .  №13 С. В. Иванов. «Боярская дума. (XVI—XVII вв.)» .
№ 14 С. В. Иванов. «Земский собор (XVII в.)».
№ 15 С. В. Иванов. «В приказе московских времен».
№ 18 С. В. Иванов. «Смотр служивых людей. (XVI—XVII вв.)» .
№ 20 С. В. Иванов. «Стрельцы» .
№ 23 А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси. (XIII—XVII вв.)» .
№ 24 Б. М. Кустодиев.«Школа в Московской Руси». № 25 А. М. Васнецов. «В горнице древнерусского дома московских времен (XVI—XVII вв.)».
№ 29 Д. Н. Кардовский. «Солдаты Петра Великого».
№ 31 Д. Н. Кардовский. «Заседание Сената петровских времен».
№ 36 Д. Н. Кардовский. «Императрица Анна и её двор (1730—1740 гг.)» .
№ 42 А. Н. Бенуа. «Вахтпарад при императоре Павле I».
№ 47 М. В. Добужинский. «Город в николаевское время».
№ 50 Б. М. Кустодиев. «Освобождение крестьян» .

1909 год
№ 5 И. Я. Билибин. «Суд во времена Русской Правды».
№ 6 А. М. Васнецов. «Вече».
№ 8 А. М. Васнецов. «Новгородский торг».
№ 9. С. В. Иванов. «Баскаки» .
№ 12 С. В. Иванов. «Святейший патриарх Московский и всея Руси».
№ 16 С. В. Иванов. «Суд в Московском государстве».
№ 17 С. В. Иванов. «Приезд воеводы». № 19 С. В. Иванов. «На сторожевой границе Московского государства»
№ 21 С. В. Иванов. «Юрьев день» .
№ 22 А. М. Васнецов. «Площадь в городе московских времен».
№ 26 С. В. Иванов. «В смутное время» .
№ 27 С. В. Иванов. «Во времена раскола».
№ 35 В. А. Серов. «Петр Великий».

1912 год
№ 1 С. В. Иванов. «Жилье восточных славян».
№ 2 С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян». № 3 В. М. Васнецов. «Варяги». № 4 С. В. Иванов. «Христианство и язычество».
№ 7 С. В. Иванов. «Съезд князей».
№ 30 Е. Е. Лансере. «Флот Петра Великого».
№ 32 А. Н. Бенуа. «В Летнем саду при Петре Великом» .
№ 33 Д. Н. Кардовский. «Смотр новиков» .
№ 38 А. Н. Бенуа. «Выход императрицы Екатерины II».
№ 39 А. Н. Бенуа. «Лагерь екатерининских солдат».
№ 41 А. Н. Бенуа. «Утро помещика. (Конец XVIII и начало XIX вв.)».
№ 45 Д. Н. Кардовский. «Оборона Севастополя».

1913 год

№ 28 А. Н. Бенуа. «В Немецкой слободе».
№ 34 А. Н. Бенуа. «В Летнем саду при Петре Великом» .
№ 37 Е. Е. Лансере. «Цесаревна Елизавета в Преображенских казармах».
№ 40 В. Я. Чемберс. «Дворянское собрание в екатерининские времена».
№ 43 Д. Н. Кардовский. «Москва в сентябре 1812 года».
№ 44 М. В. Добужинский. «Военные поселения [Александровской эпохи]».
№ 46 М. В. Добужинский. «Учение солдат в николаевское время».
№ 48 Д. Н. Кардовский. «Бал в Москве 20-х годов».
№ 49 Б. М. Кустодиев. «В московской гостиной в 40-х годах».

К каждому изображению было составлено описание, вы легко можете найти их в сети интернет. Выпущены наборы были не в историческом порядке. Картины выполнены художниками в разной технике: масло, акварель, гуашь, темпера, автолитография. Первые 3 периода были отданы преимущественно московским художникам (С. В. Иванов, братья Васнецовы, Кустодиев), а последний — петербуржцам (Бенуа, Кардовский, Лансере, Добужинский, Чемберс).

Александр Бенуа писал об издателе: «Во всяком большом деле – главная сила в личных человеческих качествах, сообщающих предприятию и жизненность, и яркость, и значительность, и этими личными качествами в избытке обладает Кнебель»

С той поры прошло около ста лет. Однако не канули в Лету ни сам Кнебель, ни выпущенные им 700 изданий, большинство из которых до сих пор сохраняют свою научную и художественно-эстетическую ценность. Сегодня иллюстрации вовсю используют, но абсолютно забыты и издатель, а иногда и художники. Поэтому, небольшая справка по художникам.

Александр Николаевич Бенуа — (3 мая 1870 — 9 февраля 1960) — русский художник, историк искусства, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Знаменитый художественный критик, введший в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.

Иван Яковлевич Билибин — (16 августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом. Источник сюжетов: национальный эпос, былины, сказки. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству — "голосом крови". Билибин всегда и везде оставался одним из самых желанных воплотителей русской темы в искусстве книги и театральной живописи.

Аполлинарий Михайлович Васнецов — (1856 – 1933) — русский художник, русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда». В конце XIX – нач. XX вв. создал серию полотен и рисунков, посвященных истории Москвы. Известен как ученый-археолог и искусствовед. В последние годы жизни писал пейзажи.

В. М. Васнецов (1848-1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Значительная доля творчества посвящена религиозной тематике. Васнецов был основателем «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Играл важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.

Мстислав Валерианович Добужинский ( 1875-1957) — русский и литовский художник, мастер городского пейзажа, иллюстратор, театральный художник, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Творчество Добужинского широко известно во многих странах мира, его работы хранятся в музеях России, Англии, Франции, США, Аргентины и др. стран.

С. В. Иванов (1864-1910) — русский живописец, академик Императорской Академии художеств. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. В настоящее время его причисляют к «поздним передвижникам», то есть ко второму поколению художников-передвижников, обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения. Иванов выступил новатором исторического жанра. Работал и как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и др.

Д. Н. Кардовский (1866-1943) — русский художник, график, книжный иллюстратор, портретист, академик. Д. Н. Кардовский был реформатором системы образования Академии художеств и автором педагогической системы, знаменитой «Школы Кардовского». Творчество Д. Н. Кардовского многогранно, был замечательным пейзажистом, портретистом, автором исторических картин. Среди его живописных произведений есть цикл посвященный Петру I, серия работ о декабристах и народовольцах, картина памяти обороны Севастополя. Много занимался книжной и журнальной графикой.

Б. М. Кустодиев (1878 – 1927) — живописец, график, театральный художник. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особо известен картинами из жизни российской провинции. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Аакадемик Императорской Академии художеств с 1909 года. Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других.

Е. Е. Лансере (1875–1946) — русский советский художник. Живописец, график, монументалист, художник театра; автор исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Известен и как иллюстратор, и оформитель книг, и как художник-монументалист, один из создателей советской монументальной живописи. Он обращался к прикладному искусству, выступал как теоретик, долгие годы отдал педагогической деятельности.

В. А. Серов ( 1865-1911) — русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств. Писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых.

В. Я. Чемберс (1878—ок. 1934)- русский и английский график и театральный художник, член общества «Мир искусства». Наиболее известен как художник-график, театральный художник. Занимался книжной и журнальной графикой, экслибрисом. Рисовал для сатирических журналов, иллюстрировал , рисовал виньетки и обложки для художественных изданий. Работал для театра. Участвовал в выставках «Союз российских художников» 1906-09. Жил и работал в Санкт-Петербурге до 1917.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий