культура

Исторический жанр в картинах И.Е. Репина. Часть I.

Исторический жанр в живописи глазами историка.

Прекрасным иллюстративным материалом в изучении истории могут быть исторические картины великих мастеров. Художественное полотно Сурикова или Васнецова, Верещагина или Ге эмоционально, красочно, драматично покажет историческое событие или историческую личность. Но есть один тонкий момент! Далекое прошлое нашей страны, творческое осмысление истории являются источником вдохновения многих художников. Создатель полотна и драматург, и патриот, и колорист, и много еще кто… И уж в последнюю очередь — историк, хотя встречались и очень внимательные к историческим деталям живописцы. Убеждение, что "художник равно историк" породило легенды, искажение фактов, гонения художников, "брожение" в народе. Предлагаю помотреть на исторический жанр в живописи глазами историка, познакомится с событиями в истории, понять замысел и послание великих мастеров.

Начать хочется с работ Ильи Ефимовича Репина. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, поражающая силой страстей и экспрессией их поведения. Смотрим!

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Уже с ранних лет мальчик, проявлявший большие способности к рисованию, помогал родителям, подрабатывая писанием икон и портретов. С одинадцати лет — три года (1854-1857 гг.) он учился в чугуевской школе военных топографов. С упразднением военных поселений школа оказалась закрыта, и подросток продолжил профессиональную учёбу у местного иконописца И. Бунакова.

Сдав осенью 1864 года вступительные экзамены, Репин поступил в Петербургскую Академию художеств. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его друзья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Своим непосредственным наставником он считал Крамского.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Спустя пять лет появляется работа "Бурлаки на Волге". Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Картину заметили, ее много обсуждали, она вызывала бурные дискуссии. Люди "низшей" профессии были изображены мастерски и социальный подтекст картины прозвучал громко. Сегодня, для нас, картина исторична. Для автора это была действительность, реальность дня, пусть и уходящая ( на заднем плане виден пароход, очевидна архаичность бурлацкой тяги).

«Славянские композиторы»

Первой работой связанной с историей можно назвать картину, где здравствующие и покойные композиторы собраны вместе: это «Славянские композиторы» — групповой портрет (русских, польских и чешских) композиторов, написанный в 1871-72 годах по заказу московского предпринимателя А. А. Пороховщикова.

Пороховщиков решает воплотить воодушевлявшую его идею славянского братства в ресторане «Славянский базар». Сначала он обратился к признанному в то время мастеру исторической живописи К. Маковскому- тот запросил 25 тысяч рублей. Менее знаменитые живописцы были готовы работать за 15 000. Репин согласился выполнить заказ за 1500 рублей. При таких расценках — почти даром!

Основной объём работы над картиной был выполнен в Санкт-Петербурге, окончательно доделана картина была уже на месте, в Москве. В работе над картиной активную помощь художнику оказывал Владимир Стасов, он взял на себя исторические изыскания, поиск портретов скончавшихся музыкантов. Торжественное открытие «Славянского базара» произошло 10 мая 1872 года.

Кстати, эта картина никогда не висела в ресторане “Славянского базара”, как можно прочесть в некоторых источниках. Она была заказана специально для лекционно-концертного зала и украшала его интерьер! Ресторан же был открыт позже в 1873 году и в нём были установлены бюсты славянских писателей.

Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор — похвалу и поздравлений. Хотя, творческие люди не единодушно встретили работу. Репин позже создал панно «Финские знаменитости», где за одним столом собрались поэты, живописцы, Ян Сибелиус и генерал Маннергейм.

Писать всех героев с натуры у мастера не было возможности, получился, своего рода, коллаж. Оно напоминает нам холст «Славянские композиторы».

"Царевна Софья в Новодевичьем монастыре"

В 1877 году Репин поселяется в Москве, где в это время живут и Поленов, и Суриков, и Васнецов. После посещения Ново-Девичьего монастыря и знакомства с рассказами о царевне Софье, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении, после осмотра ее кельи с окнами, затянутыми решетками, где она томилась многие годы, Репин загорелся желанием написать об этой женщине. В качестве моделей позировали несколько женщин, в том числе мать художника Серова. Полотно «Царевна Софья» выполнено Репиным за очень короткий срок — немногим более года.

Что мы видим на картине?

На переднем плане царевна с распущеными волосами, в позе полного противопоставления зрителю (скрещенные руки, горящий и негодующий взор, сомкнутые губы, опора на стол и отстраненность). Кроме того, если присмотреться, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой.

Кто изображен на картине?

Царевна Софья Алексеевна. Она родилась в 1657 году, в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской, была шестым ребёнком из шестнадцати детей Алексея Михайловича. Царевны росли, редко покидая женскую половину царского дворца, а по достижении 20−25 летнего возраста родители сплавляли их в монастыри. Уже в юном возрасте Софья отличалась умом и образованностью. Единственное описание внешности Софьи оставил её современник, французский дипломат Фуа Де ла Нёвилль: “Она ужасно толстая, у неё голова размером с горшок, волосы на лице… Её ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия её тела, ибо насколько её талия коротка, широка и груба, настолько же ум её тонок, проницателен и искусен”. С 1682 по 1689 год Софья регент(опекун) при младших братьях Петре и Иване. Иван был первым царем, Петр — вторым, оба "царствовали".

Предшествующие события.

30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. Пётр предпринял попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, поддерживали ее. Постепенно ситуация менялась: у правительницы не осталось приверженцев, готовых рисковать головой ради её интересов. Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в монастырь. Вскоре она оказалась в Новодевичьем монастыре, где к ней была приставлена стража.

Что происходит и когда?

В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Во время стрелецкого восстания стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать живущую в монастыре Софью на царство. После жесточайшего подавления бунта режим содержания бывшей царевны резко ужесточили. Её насильно постригли в монахини под именем Сусанны. О последних шести годах жизни инокини Сусанны почти ничего не известно. Она скончалась в монастыре 3 июля 1704 года и была похоронена там же.

Правда или вымысел?

Судите сами, факты изложены. Царевне 41 год. Похожа? Возможно.

Длинное название "Царевна Софья Алексеевна через год (?) после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году" — не соответствует историческим фактам. Царевна уже 8 лет в монастыре. Художник ошибся? Верится с трудом — он изучал внимательнейшим образом материалы эпохи, строения, одежду. Не исключе­но, что ошибка умышленна — художник сжал годы в один драматический момент.

Перед окном стрелец не висел, это фантазия Репина. Местом экзекуции для стрельцов стал и Новодевичий монастырь. На его зубчатых стенах повесили несколько десятков стрельцов. К рукам трупа, качавшегося прямо перед окошком Софьи, прикрепили челобитную на её имя. Повешенных приказали не снимать с осени до весны. Это факт. И этот факт искажен ради драматизации изображенного момента. Это право художника.

Судьба картины.

«Царевна Софья» была показана весной 1879 года на VII Передвижной выставке, сперва в Петербурге, затем в Москве, и далее во многих провинциальных городах. Зрители разделились на два лагеря: одни превозносили картину, другие резко ее осуждали. Плохо о ней высказались П. М. Третьяков, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский и даже В. В. Стасов. Восторженно принял картину И. Н. Крамской, он считал ее одним из лучших репинских полотен, даже лучше «Бурлаков на Волге».

Третьяков приобретает эту работу сразу после выставки за 5 тысяч рублей. Сегодня картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в 29-м зале.

Репин ценил свою картину и не раз возвращался к теме «Петр и Софья». Так, в 1880 году он сделал рисунок с «Царевны Софьи» для американского журнала и в том же году для того же журнала появилась картина «Софья увещевает стрельцов». Спустя три года экартина была опубликована и в России в журнале «Живописное обозрение».

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» писалась Репиным более 10 лет, с 1878 по 1891 г. Первый карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: «Абрамцево. 26 июля 1878 г.».

Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел. В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». Летом 1880 года Репин совершил большую поездку по Украине. Для исторической правды и, чтобы проникнуться духом того героического времени, Репину немногим позже пришлось предпринять еще одну поездку на Кавказ и Кубань. Там он напишет множество этюдов с изображением потомков казаков, переселившихся туда из Запорожской вольницы после ее распада.

Художник менял фигуры, убирал одни, вписывал другие. Работал над картиной днями, а иногда откладывал ее на долгий срок.

Репину позировали его знакомые и друзья: для писаря — историк-этнограф Д. Яворницкий, для Тараса Бульбы — профессор Петербургской консерватории А. Рубец, для есаула — солист Мариинского театра Д. Стравинский; в образе запорожца с повязкой на лбу — художник Н. Кузнецов.

«Запорожцы» были выставлены на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина в 1891 году, которую устраивала Академия художеств по случаю 20-летия творческой деятельности живописца. Картина вызвала самую разную оценку.

В 1892 году Репин устраивает в Москве выставку, ранее показанную в Петербурге. Выставка в Москве имела большой успех. Огромное впечатление на москвичей произвела картина «Запорожцы», и в этом сказалось отличие москвичей от петербуржцев. В Петербурге пресса отнеслась к картине без особого восторга. Картина была показана в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго. В 1895 году картину наградили золотыми медалями на выставках в Мюнхене и Будапеште.

Судьба картины.

После триумфа «Запорожцев» на выставках в галереях, император Александр III лично выложил за шедевр 35 тысяч рублей. Картина оставалась в царском собрании до самой революции, а после была национализирована и передана в Русский музей.

Исторический факт.

В картине отражен легендарный исторический сюжет: в 17 веке казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге — от турок. Турецкий султан Махмуд IV, желая избавиться от столь грозного соседа, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо, предлагающее им сдаться без сопротивления, также, как это сделал гетман Правобережной Украины Петр Дорошенко. Кошевой атаман Иван Серко ответил отказом . Султану был отправлен оскорбительный, издевательский ответ. Текст письма имел сотни вариантов, большинство которых были непечатными — слишком "солеными" словами оно были написано. Но более или менее «приличные» варианты помещались в журналах.

Что мы видим на картине?

Эта картина про смех. Главное – это все разновидности смеха, хохота, улыбок, хитрых, простодушных, самых разных. Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько "кругов".

Вокруг стола собрались казаки, вероятно за столом играли в карты. Банкомет сидит голый по пояс, так он показывает, что не прячет карты. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. По часовой стрелке — казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от смеха. Пара громко хохочущих воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный парень.

Не весел и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего в центре. Но главное это: смех, удаль, уверенность, отвага — главные качества воинов Запорожского казачества.

Продолжение следует…

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий