культура

Два художника — А.Гитлер и У. Черчилль.

Два человека, два политика, два деятеля мирового уровня. Они определяли политику всего мира и Европы в частности в середине ХХ века. Оба, бесспорно, оставили след в истории ХХ столетия. Имя одного проклято, имя другого вспоминают уважительно, даже противники. Первый — Адольф Гитлер, второй — Уинстон Черчилль.

Эти два политика известны еще одним — оба они художники. Хорошие? Давайте поглядим внимательно и постараемя понять, что стоит за творчеством этих деятелей.

Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль IV(1874-1965) — 12-й герцог Мальборо пэр Англии, лорд Адмиралтейства, британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940 — 1945 и 1951 — 1955 годах ; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник, почётный член Британской академии (1952), лауреат Нобелевской премии по литературе (1953). Участник Первой мировой войны. В предвоенные годы он жёстко критиковал политику умиротворения Гитлера, проводимую правительством Чемберлена. Провел Британскую империю через Вторую мировую войну. Похороны Черчилля стали крупнейшими по масштабу государственными похоронами за всю историю Великобритании. Этой чести за всю историю Великобритании до Черчилля было удостоено лишь десять выдающихся людей, не являвшихся членами королевской фамилии, среди которых были физик Исаак Ньютон, адмирал Нельсон, герцог Веллингтон, политик Гладстон.

Адольф Гитлер (1889 — 1945) — немецкий политик , основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель Третьего рейха. Участник Первой мировой войны. После того, как в 1934 году Гитлеру удалось стать главой германского государства, он иницировал операцию по захвату Европы. Провел Германию через Вторую мировую войну (которую сам и устроил), это стоило стране около 13 миллионов жизней.

Деятельность этого политика связана с чудовищными преступлениями против человечества. Аморальность его идей и политических взглядов сегодня вызывают споры и обсуждаются в обществе. Большиству людей эта личность напоминает о величаших мерзостях и ничтожестве до которых можно довести людей.

Познакомившись ближе с его биографией невольно задумаешься: " А если бы он стал художником, был бы ХХ век лучше? " Дело в том, что не стал бы он художником! Не стоит и размышлять. Убедитесь сами.

Родился Адольф Гитлер 20 апреля 1889 года в австрийском городе Браунау-ам-Инне, расположенном неподалеку от границы с Германией. Его родители, Алоис и Клара Гитлер, были крестьянами, но отцу удалось вырваться в люди и стать государственным чиновником-таможенником, что позволило семье жить в достойных условиях.

В 1905 году Гитлер получил свидетельство об окончании четвёртого класса реальной школы.

Основные оценки были "удовлетворительно", "отлично" там стояла только по рисованию и физкультуре, а по некоторым предметам была даже оценка "неудовлетворительно".

Гитлер собирался поступать в Венскую Академию Искусств. Самоуверенность его подвела: в 1907 году он провалил экзамены, в 1908 его к ним и не допустили. Гитлер впал в депрессию, из-за чего вскоре оказался на городском дне вместе с бродягами…

В августе 1910 года Гитлер стал рисовать пейзажи и городские здания на холстах размером с почтовые открытки. Помощник вполне успешно продавал их в трактирах и гостиницах. Продажей картин и открыток Гитлер зарабатывал в Вене вплоть до 1913 года. Позднее, когда Гитлер переехал в Мюнхен, картины продавались уже в большем количестве, принося их автору доход выше среднего. Вот так и закончился первый этап. Самоучка рисовал и перерисовывал открытки. Хорошо он это делал? Смотрите.

Художники-профессионалы подмечают массу недостатков: мало "воздуха, нет свободного пространства, нетвердая рука, нет контуров, слабая композиция, кадрировать не умеет, ритма, глубины, динамики нет. По простому говоря — скучно. Его вкус будто застыл на отметке столетней давности, а искусство развивалось. Золотые 1900-1910-е годы, время, когда создавалось самое-самое! И еще: людей нет или они дополнение к виду. Это, кстати, к психотерапевту. (вот подробнейший разбор на этот "щекотливый" момент:

Есть еще одно, вернее его нет: таланта. Академическое образование не эталон, начиная с постимпрессионизма — это именно что круг людей, им плевать было на академическое образование. Любой мог стать великим (и становился), имей он вкус и руку, чувство цвета и ритма. У Гитлера этого нет, ну нет, не ищите…

Потом была война, на которую он ушёл добровольно в рядах Баварской армии. Рисовал в окопах Первой мировой. Окопной жизни он хлебнул по полной. Ему повезло, он вернулся "почти" здоровым. После была революция в Германии, Гитлер занялся политикой, и творчеством, как я понимаю, уже не занимался.

После войны мир искусства перешел на новую ступень и стал еще более сумашедшим и "отвязанным". Придя к власти, он художественному миру отомстил, зачистив всех талантливых и свободных художников, до которых мог дотянуться. А остальных он заставил ходить строем и плясать под его дудочку.

Гитлер не развивался, как художник. Талантлив? Сомневаюсь. Самодоволен и не стремился к мастерству, это очевидно. То-же касаетельно и личности. Во многом бездарность, вознесенная на политический Олимп. Политикан, интриган, пена на вершине большой волны. Большего звания он и не стоит…

Посмотрим на другого художника. О, поверьте, тут есть, что посмотреть…

Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль родился в 1874 году 30 ноября. Это произошло в Блейхемском дворце, родовом имении герцогов Мальборо. Его родители были очень успешными и известными людьми. Отец — лорд Рэндольф Генри Спенсер, был знаменитым политиком, а мать — Дженни, дочь богатого бизнесмена из Америки.

"Стартовые" условия были прекрасными. С родительским теплом было хуже — ребенок страдал от отсутствия родительского внимания, для Черчилля самым близким человеком стала няня Элизабет Энн Эверест.

С малого возраста будущий политик показывал незаурядные способности, но учился при этом плохо. Школу сменили, но это не дало высоких результатов в учебе. В двенадцать лет у мальчика появились проблемы со здоровьем. Позже, в колледже парень так и не заинтересовался знаниями.

В биографии Черчилля упоминается, что в школе Уинстон не желал подчиняться заведенным порядкам и всячески демонстрировал нежелание учиться. В школе больше воспитывали, чем учили, а мальчишке нужен был интерес к учебе. Он учил только то, что было ему интересно.

В итоге он попал в армейский класс и дело пошло на лад. Черчилль нашел себя и превратился из разгильдяя в прилежного ученика. Он был одним из двенадцати студентов, которые смогли сдать экзамены по всем предметам.

Уинстон поступил в престижное военное училище Британии, которое и закончил в звании младшего лейтенанта. Далее — карьера военного, военного корреспондента. Позже будет и карьера политика.

Он легко победил на выборах в 1900 году и вступил в Палату общин. Там он закрепил за собой место на следующие полсотни лет. За годы жизни Черчилля прошло несколько войн и во время всех политик занимал руководящие посты. Лучшее в биографии Черчилля, по его словам, была встреча с женой — Клементина Хозьер.

В 1951 году семидесятишестилетний Уинстон Черчилль снова стал премьер-министром Англии. Следующие четыре года он правил страной. Покинул пост по состоянию здоровья. Блестящий политик ушел в мир иной в девяносто лет, в январе 1965 года.

Замечательный журналист, писатель, исключительный оратор, даже несмотря на речевые дефекты. Он прекрасно писал картины, руководил страной и даже строил дома. Это все выделяет неординарную личность.

Дочь Черчилля Мэри Соумс настаивала, что в ранние годы не было даже намёка на присутствие у Уинстона таланта художника. Не совсем так: Черчилль выбрал предмет «рисование» в качестве дополнительной учебной дисциплины. Юноша с удовлетворением отмечал, что уже научился рисовать пейзажи . При поступлении в кавалерийский класс в Королевскую военную академию Сэндхерст Черчилль набрал на экзамене по рисованию 339 баллов из 500 возможных. Согласитесь, неплохо! Юный Уинстон с интересом читал книгу «Создание эскизов », а будучи военным корреспондентом свои статьи украшал собственными рисунками сражений и ландшафтов. Таковы истоки живописного хобби Уинстона Черчилля.

Черчилль обратился к рисованию в 1915 году, когда стал вынужден уйти из правительства. С тех пор и до конца жизни он не расставался с этим занятием. Сам Черчилль утверждал: «Достигнув сорокалетнего возраста, я ни разу не обращался к помощи кисти или карандаша, я смотрел до этого на процесс создания картины как на особую тайну».

В настоящее время известны четыре пейзажа Уинстона Черчилля, созданные им в 1915 году во время пребывания в Хоу Фарм. Черчилль обращал внимание на то, что, занимаясь живописью, он забывает о политике. Он говорил: «Иногда я готов бросить почти всё ради занятия живописью». Жена стала водить его в музеи. Это, несомненно, пошло на пользу художнику Черчиллю. В каждом доме, который на время снимали Черчилли, устраивалась студия.

Черчилль: "Я дожил до сорока лет, не взяв в руки кисти, ни разу не поработав карандашом, в полной уверенности, что живопись – это некоторый род магии; я изумлялся, глядя, как рисуют по асфальту уличные художники и вдруг, сам, сходу оказался в мире палитр и мольбертов, вполне проникся новым и интереснейшим занятием – рисованием – и совершенно не огорчён достигнутым результатом…"

В 1921 году Уинстон послал несколько своих полотен на международную выставку в Париже, предусмотрительно подписав их вымышленным именем Чарльз Морин. И сразу шесть из его работ были отмечены жюри и выставлены на продажу! Еще более крупный успех Черчиллю-живописцу принес 1925 год. На проходившей в Лондоне выставке среди художников-непрофессионалов его картина заняла первое место.

Профессиональное жюри достаточно высоко оценило работу Уинстона, утверждая: «Кто бы ни был их автор, он явно не художник воскресного дня». А политик и писал свои творения только по выходным дням, да и в совсем малые часы и минуты, свободные от государственных дел.

В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как и в случае с парижской выставкой 1921 года, все работы были подписаны вымышленным именем, на сей раз — мистер Дэвид Винтер. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. А уже в 1948 году ему было пожаловано звание почетного члена Королевской академии искусств.

Среди художников, оказавших наиболее существенное влияние на формирование творческого стиля Уинстона Черчилля, были британцы Джон Лавери, Уолтер Ричард Сикерт, Уильям Николсон и француз Поль Люсьен Маз . Высказывалось предположение, что на живопись политика мог также оказать влияние художник- маринист и яхтсмен Альберт Джулиус Олссон . Черчилль часто работал в лондонской студии Лавери, создав там, например, автопортрет. Лавери отмечал у Черчилля «глубокое понимание света и более чем уверенное владение основными техническими приёмами». Черчилль восхищался Сезанном, Сарджентом и Матиссом, твёрдо верил в необходимость свободы художественного творчества.

В отличие от политики и литературы, где Черчилль был более чем уверен в собственных силах, с живописью дело обстояло иначе. Он скромно оценивал свои художественные достижения, будучи всегда открыт для критики, советов и новых идей. А вот как раз к похвалам он относился подозрительно, подсознательно понимая, что не только за художественные заслуги хвалят его картины.

При изображении людей он использовал несколько небрежных мазков, они служили лишь дополнением к пейзажу. Очевидно, что художника вдохновляли ландшафты, а человек не имел для него значения.

Кроме большого количества пейзажей кисти Черчилля принадлежат зарисовки интерьеров, натюрморты, изображения цветов и портреты.

До 1931 года политик никогда не подписывал своих работ. В этом году его личный телохранитель Уолтер Х. Томпсон попросил подарить одну из картин художника. Смущённый Черчилль предложил ему выбрать любую. Тогда телохранитель попросил его ещё и подписать полотно своим именем. Ещё более смущённый политик заявил, что не подписывал работы до этого случая.

Только две или три картины подписаны «У. Черчилль». Чаще всего на полотно нанесены только инициалы — «W. S. C», «WSC» или «W.S.C». В поздние годы на отдельных картинах, предназначенных в качестве подарка, были проставлены инициалы «от его имени» лондонским мастером по монтажу рам Фрэнком Патриксоном, по его собственным словам, шаблон был вырезан из меди.

Некоторые критики считали, что Черчилль достиг лишь уровня любителя, что отдельные работы художника восхитительны, но в его творчестве отсутствует волшебство, свойственное действительно крупным художникам. Не думаю, посмотрите на картину.

Черчилль изобразил этот же пруд на своём полотне 1932 года. Это произведение 1962 года — последняя картина, которую Черчилль когда-либо написал. Она была подарена автором телохранителю Эдмунду Мюррею и находилась в собственности его наследников до ноября 2017 года, когда была продана на аукционе Сотбис за 357 000 фунтов стерлингов.

В 1967 году Дэвидом Кумбсом, первым исследователем и каталогизатором живописного наследия Черчилля, был выпущен первый каталог картин сэра Уинстона; в книге «Winston Churchill, his life and his painting», Philadelphia, 2004 — каталогизированы и приведены в репродукциях 537 работ. Вместе с Кумбсом над книгой работала Минни Черчилль, директор Churchill Heritage. В настоящее время большинство картин Черчилля находится в частных собраниях или принадлежит потомкам самого политика. Часть картин принадлежит Национальному фонду Великобритании .

Мне кажется, что в живописи Черчилль ощущал себя истинным властителем знающем себе цену, свободы — этого ему недоставало в политике. Созерцательность, покой и умиротворение картин Черчилля мне импонируют. Впрочем… На вкус и цвет… У каждого он свой.

Подробный разбор живописи Черчилля —

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий