культура

Бодрый старичок Кащей Бессмертный.

Эта картина заходила в цикл эпических полотен В.М. Васнецова «Поэма 7 сказок». Над известным полотном «Кащей Бессмертный» «сказочник» в живописи, Виктор Васнецов, работал с 1917 года, слушай живописец окончил его в 1926 году. Оно сделалось хронологически крайним его творением (подробнее о Васнецове

На картине мы лицезреем комнату во дворце самого Кащея. На полотне доминируют три цвета: золотой, красноватый и темно-коричневый — достояние, кровь и мрак. Черные стенки, железные створки дверей, обеспеченный пол и огромное количество сокровищ, в сундуках и на полу, сваленные в углу в кавардаке.

В центре картины большенный трон. На него усажена юная царевна. Сокровища предусмотрены ей. Кащей, видимо, пробует прельстить девушку богатствами, их количеством и многообразием. Царевна молода и хороша собою. Сжав губки она остранилась от старика. Он ей противен, ведь она даже не глядит на него.

Кащей вправду стар: беззубый рот, мощинистая, черная кожа, нагой череп с остатками седоватых волос, редчайшая, но длинноватая борода. Старец изображен королем-воином, в руке его большой клинок. Клинок в крови, еще одна жертва пала, наверняка, совершенно не так давно.

Поглядите на фрески заднего плана: со стороны царевны мы лицезреем Солнце, денек, небо, тепло.

Со стороны Кащея ночь (то есть темное время суток), Луна, холод и мрак.

На фреске «кощеевой» стороны есть подсказка — в нижнем углу изображен полуостров, на нем дуб, по-под дубом — сундук. В этом сундуке погибель Кащея: «На море на океане есть полуостров, на том полуострове дуб стоит, по-под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яичко, в яичке — погибель Кощея».

В притчах встречаются два варианта имени этого пользующегося популярностью персонажа: Кащей либо Кощей — персонаж славянской мифологии и фольклора. Изображается в виде худенького высочайшего старика или живого скелета. В древнерусском языке было много слов, созвучных с именованием Кощея: «кость», «кощуны» — чернокнижниченство, «касть» («кась») – пакость, «костить» либо «костерить» – ругать, бранить. Остальные ученые считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, значащего «раб, слуга». Есть догадки, что имя Кощея гласит о его богатстве. В российских народных притчах Кащей возникает в трёх главных обличьях: царя, чернокнижника со сверхъестественной силой, вояки на жеребце либо без. Образцами его в различное время были Карачун (идолопоклонство) и Чернобог (о нем упоминается далее принятия христианства). Жилье Кощея постоянно находится весьма далековато, будь то дворец, замок либо большенный дом, в каком находятся несметные богатства. Но все таки Кощея можно одолеть.

На иллюстрации И. Билибина Кащей гонится за беглянкой. Он изображен в виде большого, нагого, тощего старика с седоватый бородой. Данный персонаж совершенно не опасен, быстрее смешен.

Кащей является весьма всемогущим колдуном: в притче «Иван Соснович» превращает в гранит целое королевство, в притче «Лена Красивая» превращает Ивана Принца в орешек, в притче «Царевна-Змея» превращает царевну в змею, в притче «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу. Сам Кащей имеет обыкновение преобразовываться в ворона.

Малютин Сер­гей Ва­силь­е­вич (1859 — 1937), российский и русский жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ар­хи­тек­тор. При­чуд­ли­вый мир сказ­ки на­шёл ото­бра­же­ние в его ил­лю­ст­ра­ци­ях к «Сказ­ке о ца­ре Сал­та­не» и как­эме «Рус­лан и Народ­ми­ла» Когда. С. Пуш­ки­на (обе ­да­ны в 1898), в оформ­ле­нии пер­вых как­100­но­вок ря­да рус. опер «Сад­ко» (1897, совм. с К. Когда. Ко­ро­ви­ным) и «Ка­щей Бес­смерт­ный» (1902) Н. Когда. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Илья Му­ро­мец» В. С. Се­ро­вой (1899).

Образ Кощея весьма заинтересовывал российских писателей и композиторов. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка»). Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой как сценарию Е. М. Петровского, который, в свою очередь, опирался на сюжет российского фольклора.

Содержание : невесело и темно в Кащеевом королевстве; за частоколом, усаженным черепами, томится Царевна Ненаглядная Красота; тоскует о собственном женихе Царевна; Буря-Богатырь приносит в Кащеево королевство Ивана Королевича; он конфискует возлюбленную и они покидают Кащеево королевство; лаконически передана смерть беснующегося в ярости Кащея «Нет погибели; жить, жить я буду», звучат невидимые голоса хора, торжественно возглашающие: «Конец злому королевству».

«Жар-птица» — одноактный балет Игоря Стравинского, написанный как заказу Сергея Дягилева. Балет написан как мотивам российских народных сказок о магической Жар-птице, которая является сразу и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Премьера свершилась на сцене театра Гранд-Опера в Париже 25 июня 1910 года.

Содержание: на горе, посреди скал, стоит замок злого царя Кощея Бессмертного; чтобы никто не просочился к Кощею, не похитил замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов магического сада, замок обнесён золотой резной решёткой, слушай сад — высочайшей каменной стенкой; Иван-царевич проникнет в замок, одолеет Кащея, высвободит царевен, отыщет для себя супругу.

Обрисовать наружный вид персонажа нереально, в различных произведениях он изменяется. Главные отличительные черты его вида — это наличие длинноватой бороды, чрезмерная худоба и старый возраст. Кощей Бессмертный нередко изображён в виде старенького и даже дряблого старика с клыками. Нередко в притчах можно повстречать и слова о его слепоте, что в народном фольклоре охарактеризовывает принадлежность героя к потустороннему миру.

P.S. Статья о Бабе Яге

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Когда.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий