культура

Бодрый старичок Кащей Бессмертный.

Эта картина входила в цикл эпических полотен В.М. Васнецова «Поэма семи сказок». Над знаменитым полотном «Кащей Бессмертный» «сказочник» в живописи, Виктор Васнецов, работал с 1917 года, а художник закончил его в 1926 году. Оно стало хронологически последним его творением (подробнее о Васнецове

На картине мы видим комнату во дворце самого Кащея. На полотне доминируют три цвета: золотой, красный и темно-коричневый — богатство, кровь и мрак. Темные стены, металлические створки дверей, богатый пол и множество сокровищ, в сундуках и на полу, сваленные в углу в беспорядке.

В центре картины большой трон. На него усажена молодая царевна. Сокровища предназначены ей. Кащей, видимо, пытается прельстить девицу богатствами, их количеством и разнообразием. Царевна молода и хороша собою. Сжав губы она остранилась от старика. Он ей противен, ведь она даже не смотрит на него.

Кащей действительно стар: беззубый рот, мощинистая, темная кожа, голый череп с остатками седых волос, редкая, но длинная борода. Старец изображен королем-воином, в руке его огромный меч. Меч в крови, очередная жертва пала, наверное, совсем недавно.

Посмотрите на фрески заднего плана: со стороны царевны мы видим Солнце, день, небо, тепло.

Со стороны Кащея ночь, Луна, холод и мрак.

На фреске "кощеевой" стороны есть подсказка — в нижнем углу изображен остров, на нем дуб, под дубом — сундук. В этом сундуке смерть Кащея: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть Кощея».

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей или Кощей — персонаж славянской мифологии и фольклора. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета. В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея: «кость», «кощуны» — колдовство, «касть» («кась») – пакость, «костить» или «костерить» – ругать, бранить. Другие ученые считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Есть предположения, что имя Кощея говорит о его богатстве. В русских народных сказках Кащей появляется в трёх основных обличьях: царя, колдуна со сверхъестественной силой, воина на коне или без. Прототипами его в разное время были Карачун (язычество) и Чернобог (о нем упоминается после принятия христианства). Жилище Кощея всегда находится очень далеко, будь то дворец, замок или большой дом, в котором находятся несметные богатства. Но все же Кощея можно победить.

На иллюстрации И. Билибина Кащей гонится за беглянкой. Он изображен в виде огромного, голого, тощего старика с седой бородой. Этот персонаж совсем не страшен, скорее комичен.

Кащей является очень могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство, в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех, в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею, в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу. Сам Кащей имеет обыкновение превращаться в ворона.

Малютин Сер­гей Ва­силь­е­вич (1859 — 1937), русский и советский жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, ар­хи­тек­тор. При­чуд­ли­вый мир сказ­ки на­шёл ото­бра­же­ние в его ил­лю­ст­ра­ци­ях к «Сказ­ке о ца­ре Сал­та­не» и по­эме «Рус­лан и Люд­ми­ла» А. С. Пуш­ки­на (обе из­да­ны в 1898), в оформ­ле­нии пер­вых по­ста­но­вок ря­да рус. опер «Сад­ко» (1897, совм. с К. А. Ко­ро­ви­ным) и «Ка­щей Бес­смерт­ный» (1902) Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Илья Му­ро­мец» В. С. Се­ро­вой (1899).

Образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка»). Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который, в свою очередь, опирался на сюжет из русского фольклора.

Содержание : уныло и мрачно в Кащеевом царстве; за частоколом, усаженным черепами, томится Царевна Ненаглядная Краса; тоскует о своем женихе Царевна; Буря-Богатырь приносит в Кащеево царство Ивана Королевича; он забирает любимую и они покидают Кащеево царство; лаконично передана гибель беснующегося в ярости Кащея «Нет смерти; жить, жить я буду», звучат невидимые голоса хора, торжественно возглашающие: «Конец злому царству».

«Жар-птица» — одноактный балет Игоря Стравинского, написанный по заказу Сергея Дягилева. Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Премьера состоялась на сцене театра Гранд-Опера в Париже 25 июня 1910 года.

Содержание: на горе, среди скал, стоит замок злого царя Кощея Бессмертного; чтобы никто не проник к Кощею, не похитил из замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесён золотой резной решёткой, а сад — высокой каменной стеной; Иван-царевич проникнет в замок, победит Кащея, освободит царевен, найдет себе жену.

Описать внешний облик персонажа невозможно, в разных произведениях он меняется. Главные отличительные черты его образа — это наличие длинной бороды, чрезмерная худоба и пожилой возраст. Кощей Бессмертный часто изображён в виде старого и даже дряхлого старика с клыками. Часто в сказках можно встретить и слова о его слепоте, что в народном фольклоре характеризует принадлежность героя к потустороннему миру.

P.S. Статья о Бабе Яге

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий