культура

Баба-Яга в картинах русских художников.

Баба Яга известна каждому из нас с детства, как сказочный персонаж. Она и Кащей (подробно о Кащее

Ее образ можно встретить у художников в прошлом и настоящем. Какой и почему рисовали ее ? Посмотрим?

Паспортные данные, черты характера, склонности, особые приметы.

Какая она? Это злая, страшная бабуля, которая живет в избушке с куриными ногами на краю леса, иногда в чаще. Активна, морально неустойчива, злопамятна, сварлива, лжива. В нигах так: "На печке лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" или "Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей;". Милая старушка!

Имя старушки переворачивается и меняется от сказке к сказке, зависит от региона записи истории. Встречаются: Баба-Яга, Баба-Ягаба, Егишна, Егабовна, Ягиня, Яга-баба, Егабиха, Яицъна-Бабицьна. И это не все! Получается, как у крутого шпиона.

Род занятий: зависит от настроения — добрая или злая. Бывает: воительница, мстительница, обладательница чудесных (одушевленных и неодушевленных) предме­тов, злая чаровница, коварная доброжелательница, злая советчица и разлучница, похитительница детей. («Образы восточнославянской волшебной сказки» Н. В. Новиков).

Использует подручный инструмент: лопату (хлебная), помело и ухват, пест, ступу — предметы чисто женского обихода, связанные исключительно с домашним очагом. С такой "бабулей" и врагов не надо!

Место жительства: лесная чаща, опушка леса, подземелье, около озера, в лугах.

Жилище: «стоит двор, что город, изба — что терем» , «избушка на курьих ножках», «в лес лицём, а сюды воронцом». Ярко выраженной областной специфики обращение также не имеет. Чаще так: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом!» или «Остойся, из­бушка, к лесу глазами, ко мне воротами». Умный дом, роботизированный, но маленький, тесный.

Приметы: во всех рассмотренных текстах, за очень малым исключением, внешний облик Бабы-Яги оказывается совершенно неопределенным. Можно говорить лишь человекоподобности и его принадлежности женскому полу и с осторожностью о пре­клонном возрасте, но не всегда. Рост — от среднего до великанского. Подслеповата, но обоняние и слух отличные (гостя встречает фраза: " Фу-фу, русским духом пахнет!").

Особые приметы: костяная нога (не точно), железные зубы (по ситуации), «титки», что «веснут через грядку» или «через порог», «нос — в потолок». Передвигается в ступе, на коне, пешком. Ступа скачет или летит, управляется пестом, след заметается помелом.

Бабу-Ягу можно встретить в сказках «Марья Моревна», «Сказка о Василисе Премудрой», «Царевна-лягушка» и др.

Что получается? Женщина преклонного возраста (не всегда) живет на границе между мертвыми и живыми. Лес-мир мертвых, поле живых. Избушка является пограничным постом, сторожевой заставой. Окружает избушку забор с конскими черепами (позднее человеческими) на столбах. Из глазниц черепов свет льется. Четко просматриваются черты «хозяйки вселенной», «охранительницы входа в царство мертвых», «хозяйки животных». Лесное существо, колдунья. Одной, костяной ногой — в мире мертвых, другой- в мире живых.

Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Изба поворотная, система "умный дом". К системе имеется пароль. Герой или героиня сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!». Избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы, или хранили припасы.

Прежде, чем попасть в мир мертвых, герой должен "умереть". Пройти обряд похорон. Яга живого не видит, только чует "русский дух". Герой парится в бане (обмывание покойника), ест еду Бабы-Яги (подношения мертвым, "мертвая еда"), высыпается (сон-смерть). Пробуждаясь, герой становится "мертвым" и Баба-Яга может с ним говорить, проводить в царство мертвых . Укажет дорогу обратно или подскажет к кому обратиться.

Баба-Яга в русском искусстве.

Этот яркий, самобытный образ не мог оставить равнодушным представителей творческих профессий. Художников, музыкантов, композиторов и режиссеров театра и кино волновал этот неоднозначный персонаж. К примеру: пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», советские сказки-фильмы и «картинка» композитора А. Лядова «Василиса Прекрасная», картины художников.

Художники и их Яга.

Билибин Иван Яковлевич

Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942) – русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, в том числе сказок Александра Пушкина, театральный оформитель, участник группы «Мир искусства». Художник знаменит книжными иллюстрациями к русским сказкам «Василиса Прекрасная», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, «Марья Моревна» , «Царевна-лягушка».

Картины, иллюстрации и орнаменты Ивана Билибина можно рассматривать долго, очень долго.

На картине изображена Яга, которая летит в ступе по густому, дремучему лесу. Сидит, поджав ноги, в ступе скачущей по лесу. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, а левая занята помелом, заметает след. Она одета в сарафан, он у нее весь в заплатах, а рукава рубашки закатаны по самые локти. Голова не покрыта, волосы не собраны, а развеваются на ветру. Ее внешность отталкивает: горбатый нос, бескровные губы-ниточки, нахмуренные брови, маленькие глаза, безрадостное выражение лица. В ней преобладают коричневые цвета. Кора деревьев, ступа, руки и кожа ведьмы имеют желто-коричневый цвет.

В сказке «Василиса Прекрасная» Яга выступает в роли испытательницы (главное), дарительницы (в награду Василиса получает «огонь с черепом») и пожирательницы (грозится в случае неудачного прохождения испытания съесть героиню). Мачеха главной героини получила сполна: «Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! <… > к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло» . В этом произведении Баба Яга не плохая и не хорошая, а скорее справедливая: каждому воздается по заслугам.

Баба-Яга пытается накормить зерном волшебных дев-птиц. Она хочет омолодиться, узнав у них секрет. Но птицы поняли ее хитрость и не летят, смеются над старухой.

В народных сказках часто встречается такой сюжет: скрипач берет злые силы измором, заставляя плясать до упаду под свою скрипку. Музыкант поймал старушку идущую за водой. У Билибина Яга опять в сарафане и рубахе. Волосы убраны под платок.

"Тут с веселою душою попрощался он с Ягою…"- чудище деревянное. Что тут сказать?

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) — живописец, график, архитектор, иллюстратор. Портретист, монументалист, автор жанровых картин, театральный художник. Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Одним из первых обратился к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России. Подробнее о сказочных иллюстрациях

Каразин Николай Николаевич

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) — акварелист, иллюстратор, батальный живописец, литератор и журналист. Его боевые заслуги отмечены орденами и золотым оружием. Больших успехов художник добивается в выполнении акварельных работ. Он один из основателей Общества русских акварелистов и постоянный участник его выставок. В конце 1880-х годов Н.Н. Каразин пишет маслом значительные по размеру полотна. Большинство холстов перекликаются с известным туркестанским циклом другого свидетеля стойкости российских войск — В.В. Верещагина.

Баба Яга, Николая Каразина, большого роста, рядом ее спутник-слуга большой ворон. Лес — непролазная чащоба с гигантскими грибами. Яга похожа на крестьянку. Нет ступы, метлы, есть только посох-палка. В чащобу забрел ребенок, а может и жертвенное дитя? Что делать ребенку в таком месте? Старуха тянет руку к нему. Добром — это не кончится!

Поленова Елена Дмитриевна

Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898)— известная русская художница. Русская художница стала известна, как великолепный живописец, а также как одна из самых первых художников-иллюстраторов детской книги. Поленову по-праву считают одним из основоположников русского модерна в изобразительном искусстве. Наиболее популярными стали её иллюстрации для сказок и детских книг. За свою жизнь она создала иллюстрации к таким русским народным сказкам, как: «Белая уточка», «Война грибов», «Морозко», «Избушка на курьих ножках», «Лисичка сестричка и волк», «Сивка-бурка», «Маша и Ваня», «Сынко-Филипко», «Жадный мужик», «Рыжий и красный», «Отчего медведь стал куцый», «Злая мачеха», «Сорока-ворона», «Козлихина семья», «Сказка о царе Берендее», «Жар-птица».

Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам. Собирая материалы для сказок, она одновременно изучала русский крестьянский быт, обычаи народа. И. конечно, использовала это в своих иллюстрациях.

«Сынко-Филипко» это сказка рассказывающей о мальчике, вырезанном из чурбанчика и оживлённом любовью и теплом матери. В приключениях мальчик сталкивается с Бабой-Ягой.

Есть у Елены Дмитриевны Поленовой и неопубликованная сказка «О Маше и Ване». Ее сочинила, или пересказала, мать художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор русской вышивки выполнены Еленой Дмитриевной от руки на 24 листах.

P.S.Самым терпеливым Яга в варианте лубка.

Истоки этого жанра — восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России — в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры. Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями. Лубочный рисунок это такое популярное народное искусство того времени. Раскрашенный оттиск на бумаге с доски. Что-то вроде газет, одновременно и информирующих на острые повседневные темы зачастую в сатирической манере. Две лубочные картинки 17 века, как считают фольклористы, сказки о ней, в этот период, переживали период расцвета.

Этот образ с лубка ближе к рязанской Буре Яге на огнедышащем коне, чем к привычной нам сказочной старушке — злодейке. Обратите внимание и на предметы, торчащие из-за пояса древней Богини на обеих картинках — это прялка и топор. Прялка — символ женского начала, топор — мужского.

Р.S. Статья о Кащее Бессмертном

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий