культура

Баба-Яга в картинах русских художников.

Баба Яга известна любому нас с юношества, как сказочный персонаж. Она и Кащей (тщательно о Кащее

Ее образ можно повстречать у живописцев в прошедшем и реальном. Который и почему отрисовывали ее ? Поглядим?

Паспортные данные, черты нрава, склонности, особенные приметы.

Тот или другой она? Это злая, ужасная бабуля, которая живет в избушке с куриными ногами на краю леса, время от времени в почаще. Активна, морально неустойчива, злопамятна, сварлива, лжива. В нигах так: «На печке лежит Баба-Яга, костяная нога, угла в угол, нос в потолок врос» либо «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей;». Милая старушка!

Имя старушки переворачивается и изменяется от притче к притче, может зависеть от региона записи истории. Встречаются: Баба-Яга, Баба-Ягаба, Егишна, Егабовна, Ягиня, Яга-баба, Егабиха, Яицъна-Бабицьна. И это ! Выходит, как у крутого шпиона.

Род уроков: может зависеть от настроения — хорошая либо злая. Бывает: воительница, мстительница, носительница расчудесных (одушевленных и неодушевленных) предме­тов, злая чаровница, каверзная доброжелательница, злая советчица и разлучница, похитительница малышей. («Образы восточнославянской магической сказки» Н. В. Новиков).

Употребляет подручный инструмент: лопату (хлебная), помело и ухват, пест, ступу — предметы чисто дамского обихода, связанные только с домашним очагом. С таковой «бабулей» и противников не нужно!

Пространство жительства: лесная чаща, опушка леса, подземелье, около озера, в лугах.

Жилье: «стоит двор, что город, гута — что терем» , «избушка на курьих ножках», «в лес лицём, что-что сюды воронцом». Ярко выраженной областной специфичности воззвание также не имеет. Почаще так: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом!» либо «Остойся, ­бушка, к лесу очами, ко мне воротами». Умный дом, механизированный, но небольшой, тесноватый.

Приметы: практически во всех рассмотренных текстах, за весьма малым исключением, наружный вид Бабы-Яги фактически совсем неопределенным. Можно гласить только человекоподобности и его принадлежности женскому полу и с осторожностью о пре­клонном возрасте, но не постоянно. Рост — от среднего до исполинского. Подслеповата, но чутье и слух хорошие (гостя встречает фраза: » Фу-фу, русским духом пахнет!»).

Особенные приметы: костяная нога (не буквально), стальные зубы (сообразно ситуации), «титки», что «веснут через грядку» либо «через порог», «нос — в потолок». Передвигается в ступе, на жеребце, пешком. Ступа скачет либо летит, управляется пестом, след заметается помелом.

Бабу-Ягу можно повстречать в притчах «Марья Моревна», «Притча о Василисе Премудрой», «Царевна-лягушка» и др.

Что выходит? Дама преклонного возраста (не постоянно) живет на границе меж мертвыми и . Лес-мир мертвых, поле живых. Избушка является пограничным постом, сторожевой заставой. Окружает избушку забор с конскими черепами (позже человечьими) на столбах. глазниц черепов свет льется. Верно просматриваются черты «хозяйки вселенной», «охранительницы входа в королевство мертвых», «хозяйки звериных». Лесное существо, ведьма. Одной, костяной ногой — в мире мертвых, другой- в мире живых.

Избушка Яги обычно стоит на опушке, другими словами на границе 2-ух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Изобка поворотная, система «умный дом». К системе имеется пароль. Герой либо героиня сказки не имеет возможности сам пересечь невидимую границу, просто обойти избушку и войти с иной стороны — должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, оборотись к лесу задом, ко мне передом!». Избушками на курьих ножках называли особенные срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы, либо хранили запасы.

До этого, чем попасть в мир мертвых, герой должен «умереть». Пройти ритуал похорон. Яга живого не лицезреет, лишь чует «российский дух». Герой парится в бане (обмывание мертвеца), ест пищу Бабы-Яги (подношения мертвым, «мертвая пища»), высыпается (сон-смерть). Пробуждаясь, герой становится «мертвым» и Баба-Яга может с ним гласить, проводить в королевство мертвых . Укажет дорогу назад либо даст подсказку к кому обратиться.

Баба-Яга в российском искусстве.

Данный броский, самобытный образ не был в силах бросить флегмантичным представителей творческих профессий. Живописцев, музыкантов, композиторов и режиссеров театра и кино тревожил данный разноплановый персонаж. Например: пьеса М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», русские сказки-фильмы и «картина» композитора Однако. Лядова «Василиса Красивая», картины живописцев.

Живописцы и их Яга.

Билибин Иван Яковлевич

Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942) – российский живописец, известный иллюстратор российских сказок и былин, включая сказок Александра Пушкина, театральный оформитель, участник группы «Мир искусства». Живописец известен книжными иллюстрациями к русским сказкам «Василиса Красивая», «Притча о царе Салтане» и «Притча о золотом петушке», «Притча о рыбаке и рыбке» Однако.С.Пушкина, «Марья Моревна» , «Царевна-лягушка».

Картины, иллюстрации и орнаменты Ивана Билибина можно разглядывать длительно, весьма длительно.

На картине изображена Яга, которая летит в ступе сообразно густому, глухому лесу. Посиживает, поджав ноги, в ступе скачущей сообразно лесу. В правой руке Яга держит пест, которым толкут зерно, что-что левая занята помелом, заметает след. Она одета в сарафан, он у нее весь в заплатках, что-что рукава рубахи закатаны сообразно самые локти. Голова не покрыта, волосы не собраны, что-что развеваются на ветру. Ее наружность отталкивает: горбатый нос, бескровные губы-ниточки, хмурые брови, мелкие глаза, безотрадное выражение лица. В ней преобладают карие цвета. Кора деревьев, ступа, руки и кожа колдуньи имеют желто-коричневый цвет.

В притче «Василиса Красивая» Яга выступает в роли испытательницы (основное), дарительницы (в заслугу Василиса получает «огнь с черепом») и пожирательницы (угрожает в возникнувшем случае плохого прохождения тесты съесть героиню). Мачеха главной героини получила сполна: «Занесли череп в светлицу; что-что глаза черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! <… > к утру совершенно сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло» . В этом произведении Баба Яга не нехорошая и не отменная, что-что быстрее справедливая: любому воздается сообразно заслугам.

Баба-Яга пробует накормить зерном магических дев-птиц. Она желает омолодиться, узнав у их секрет. Но птицы сообразили ее хитрость и не летят, смеются над старухой.

В народных притчах нередко встречается таковой сюжет: скрипач берет злые силы измором, заставляя танцевать до упаду почти свою скрипку. Музыкант изловил старушку идущую за водой. У Билибина Яга снова в сарафане и рубашке. Волосы убраны почти платок.

«Здесь с веселою душою попрощался он с Ягою…»- чудище древесное. Что здесь сказать?

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) — живописец, график, конструктор, иллюстратор. Портретист, монументалист, создатель жанровых картин, театральный живописец. Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины получали собиратели Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Одним первых обратился к былинному сюжету в истории российской живописи. Не считая написания картин Васнецов делал иллюстрации к книжкам, создавал эскизы строительных сооружений и расписывал храмы в различных городках Рф. Подробнее о сказочных иллюстрациях

Каразин Николай Николаевич

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) — акварелист, иллюстратор, батальный живописец, литератор и журналист. Его боевые награды отмечены орденами и золотым орудием. Огромных фурроров живописец достигает в выполнении акварельных работ. Он один основоположников Общества российских акварелистов и неизменный участник его выставок. В самом конце 1880-х годов Н.Н. Каразин пишет маслом значимые сообразно размеру полотна. Большая часть холстов перекликаются с известным туркестанским циклом другого очевидца стойкости русских войск — В.В. Верещагина.

Баба Яга, Николая Каразина, огромного роста, рядом ее спутник-слуга большенный ворон. Лес — непроходимая чащоба с циклопическими грибами. Яга похожа на крестьянку. Нет ступы, метлы, есть лишь посох-палка. В чащобу забрел ребенок, что-что может и жертвенное дитя? Что созодать ребенку в таком месте? Старуха тянет руку к нему. Хорошем — это не кончится!

Поленова Лена Дмитриевна

Поленова Лена Дмитриевна (1850-1898)— популярная российская художница. Российская художница стала известна, как прекрасный живописец, также как одна самых первых художников-иллюстраторов детской книжки. Поленову весьправу считают одним основателей российского модерна в изобразительном искусстве. Более пользующимися популярностью стали её иллюстрации для сказок и детских книжек. За свою собстенную драгоценную жизнь она сделала иллюстрации к таковым русским народным сказкам, как: «Белоснежная уточка», «Война грибов», «Морозко», «Избушка на курьих ножках», «Лисичка сестричка и волк», «Сивка-бурка», «Маша и Ваня», «Сынко-Филипко», «Скупой мужчина», «Рыжеватый и красноватый», «Отчего медведь стал куцый», «Злая мачеха», «Сорока-ворона», «Козлихина семья», «Притча о царе Берендее», «Жар-птица».

1-ые иллюстрации к сказкам Лена Дмитриевна сделала в 1886 году. С сих пор до самого конца собственной жизни она не кидала возлюбленного занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации наиболее чем к 20 русским народным сказкам и поговоркам. Собирая материалы для сказок, она сразу изучала российский крестьянский быт, обычаи народа. И. естественно, употребляла это в собственных иллюстрациях.

«Сынко-Филипко» это притча повествующей о мальчугане, вырезанном чурбанчика и оживлённом любовью и теплом мамы. В приключениях мальчишка сталкивается с Бабой-Ягой.

Есть у Лены Дмитриевны Поленовой и неопубликованная притча «О Маше и Ване». Ее сочинила, либо пересказала, мама художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор российской вышивки выполнены Леной Дмитриевной от руки на 24 листах.

P.S.Самым терпеливым Яга в варианте лубка.

Истоки этого жанра — восточные контурные гравюры. Лубок возник в Европе в XV веке, что-что в Рф — в XVII веке и захватил огромную популярность у фермеров и городских жителей, что-что его создатели полностью обладали не только лишь острым словцом, да и проявляли способности мастерства иллюстрации и карикатуры. Калоритные рисунки с незамудреными фигурами и ординарными, нередко юмористическими, подписями. Лубочный набросок это такое пользующееся популярностью народное искусство тех пор. Раскрашенный оттиск на бумаге с доски. Что-то вроде газет, сразу и информирующих на острые ежедневные темы часто в сатирической манере. Две лубочные рисунки 17 века, как думают фольклористы, сказки о ней, в данный период, переживали период расцвета.

Данный образ с лубка поближе к рязанской Буре Яге на огнедышащем жеребце, чем к обычной нам сказочной старушке — злодейке. Направьте внимание и на предметы, торчащие весьза пояса старой Богини на обеих картинах — это прялка и топор. Прялка — знак дамского начала, топор — мужского.

Р.S. Статья о Кащее Бессмертном

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Однако.Житков.

Источник: zen.yandex.ru