культура

11 портретов М.Ю. Лермонтова: жизнь и смерть.

Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин (статья о портретах Пушкина

Каким был Лермонтов и какой его портрет признан наиболее похожим на оригинал?

Вот что пишет о Лермонтове в своих воспоминаниях И.И. Панаев, русский писатель, журналист, впервые встретивший поэта в 1838 году в салоне В.Ф. Одоевского: «Наружность Лермонтова была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову. Крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго».

Автопортрет был написан поэтом в 1837 году на Кавказе, куда он был сослан за стихотворение «Смерть поэта». Родственник Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей считал автопортрет одним из самых удачных изображений поэта.

„… портрет рисован самим поэтом акварелью в бурке — в армейском мундире. Это весьма любопытный портрет, должно быть очень похожий. Выражение глаз, все черты представляют один характер с вышеозначенными, только волосы подлиннее и не так правильно зачесаны, как требовало этого в то время предписание для всех служащих. Портрет рисован на Кавказе, где позволялись некоторые отступления от строгих правил формы“.А. Опекушин. По поводу памятника Лермонтову (Письмо в редакцию). „Новое время“, 1883, 8 (20) марта, № 2523, стр. 2.

Большой степенью достоверности отмечаются воспоминания о поэте Ю. Ф. Самарина, русского публициста, философа. Он один из первых после гибели поэта дал характеристику личности Лермонтова:
«Я часто видел Лермонтова за все время его пребывания в Москве. Это чрезвычайно артистическая натура, неуловимая и неподдающаяся никакому внешнему влиянию…вы еще не успели с ним заговорить, а он уже насквозь раскусил: он все замечает, его взор тяжел, и чувствовать на себе этот взор утомительно. Первые минуты присутствия этого человека было мне неприятно; я чувствовал, что он очень проницателен и читает в моем уме. Этот человек никогда не слушает то, что вы ему говорите, — он вас самих слушает и наблюдает, и после того, как он вполне понял вас, вы продолжаете оставаться для него чем-то совершенно внешним, не имеющим никакого права что-либо изменить в его жизни».

Оставим автопортрет стоять в стороне. Это особенная вещь, она однозначно субъективна. Начнем с детских портретов.

Это самый ранний портрет Лермонтова – на портрете ему 3-4 года. Портрет выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Он рисовал мелом животных на зеленом сукне, которым был устлан пол его комнаты. Это увлечение было не по душе бабушке будущего поэта, Лермонтов упорно продолжал. Бабушка сдалась: мальчику подарили его первые акварельные краски.

Черты лица взрослого поэта хорошо угадываются в детском портрете. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала.

Этот портрет вызывает сомения у некоторых специалистов (И.Зильберштейн, Е. Ковалевская). Лицо ребенка имеет сходство с портретом выше. Описание Лермонтова в этом возрасте так-же не оставляет сомнений в том, что это Миша Лермонтов. Выполнен портрет вероятно крепостным. На портрете мы видим мальчика шести – восьми лет, каштановые, гладкие волосы аккуратно острижены и уложены. Взгляд выражает сосредоточенность. Стоит, облокотившись левой рукой на стол. В расстегнутой шитой золотом красной курточке, из-под которой виден синий костюм с золотыми галунами и белым плиссированным воротничком.

„В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. М. Е. Меликов. Заметки и воспоминания художника-живописца. „Русская старина“, 1896, т. XXXVI, кн. 6, стр. 648.

Живописного или графического изображения М.Ю. Лермонтова в период его обучения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни.

Этот портрет, как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты.

"Тут Лермонтов изображен в лейб-гусарском виц-мундире и накинутой поверх его шинели, с трехугольною шляпой в руках… Это лучший из известных мне портретов Лермонтова; хотя он на нем и очень польщен, но ближе всех прочих передает общее выражение его физиономии (в хорошие его минуты), особенно его глаз, взгляд которых имел действительно нечто чарующее, «fascinant», как говорится по-французски, несмотря на то, что лицо поэта было очень некрасиво“.М. Н. Лонгинов. „М. Ю. Лермонтов“, „Русская старина“, 1873, т. VII, кн. 3, стр. 383.„Он был одет в гусарскую форму <…> Я видел перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо с душевной теплотой“.М. Меликов. Заметки и воспоминания художника-живописца. „Русская старина“, 1896, т. LXXXVI, кн. 6, стр. 649.

На портрете Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардии гусарского полка с красным воротником на голубой подкладке. В черном жилете и черном галстуке. В эполетах с одной звездочкой.

Второй портрет работы А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от первого, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях.

"Выразительное лицо автора «Героя нашего времени» и полные ума и прелести глаза его вовсе не переданы гравюрами и литографиями, до сих пор печатающимися с наименованием портрета Лермонтова: на них является какой-то дюжинный офицер, с самой пошлой физиономией. Ввиду этого, читателям «Русской старины», конечно, приятно будет узнать, что наше собрание портретов обогатилось совершенно случайно превосходным подлинным акварельным портретом Лермонтова. Портрет этот сделан, как значится из подписи на нем, в сентябре месяце 1839 г. художником Клюндер.“.„Русская старина“, 1873, т. VIII, кн. 11, ноябрь (От редакции).

Лермонтов в темном глухом сюртуке с красными обшлагами. Сидит. Обратите внимание — в правой руке сигара. За спиной красная подушка. Слева на подушке масляными красками: „Заболотской " и дата 1840 (славянскими литерами). Этот портрет выполнен художником реалистично, с теплотой и любовью, у поэта мягкий, умный сосредоточенный взгляд. Таким был Лермонтов в начале 1840 года.

„Голова его была несоразмерно велика с туловищем; лоб его показался для меня замечательным своею величиною; смуглый цвет лица и черные глаза, черные волосы, широкое скулистое лицо напомнили мне что-то общее с фамилией Ганнибалов… у Лермонтова страсти пылкие отражались в больших, широко расставленных черных глазах, под широким нависшим лбом и в остальных крупных (не знаю, как иначе выразить противоположность «тонких») очерках его лица“.Из дневника А. Н. Вульфа от 21 марта 1842 года: А. Н. Вульф. Дневники. Ред. и вступительная статья П. Е. Щеголева. Изд. „Федерация“, М., 1929, стр. 382—383

Чрезвычайно ценен этот портрет. Он выполнен карандашом в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова поручиком артиллерии бароном Дитрихом Паленом, в палатке барона Л. В. Россильона, во время экспедиции генерала Галафеева в малую Чечню за Сулак. После сражения при «Валерике», так поэтически описанного Лермонтовым, отряд генерала Галафеева несколько дней стоял у Миатлинской переправы. Это – оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова, он очень важен, необходим при лепке бюста. Маски с умершего поэта снято не было.

„Между прочим барон <Россильон> возмущался и тем, что Лермонтов ходил тогда небритым. На профильном портрете, в фуражке, сделанном в это время бароном Паленом, действительно видно, что поэт в походе отпустил себе баки и дал волю волосам расти и на подбородке. Это было против правил формы, но растительность у Лермонтова на лице была так бедна, что не могла возбудить серьозного внимания строгих блюстителей уставов. Впрочем, на Кавказе можно было дозволить себе отступления“.П. А. Висковатый. Михаил Юрьевич Лермонтов. Вновь найденный и впервые изданный его портрет. 1840. „Русская старина“, 1884, т. XLI, кн. 1, стр. 344—345.

С натуры портрет был написан художником Кириллом Антоновичем Горбуновым.

„Здесь теперь Лермонтов в отпуску и через две недели опять едет на Кавказ. Я заказал списать с него портрет Горбунову: вышел похож“.А. А. Краевский — М. Н. Каткову. 11 III 1841 (П. Попов. Новый документ о поэте. „Литературная газета“, 1941, № 25).

Портрет остался незаконченным из-за отъезда поэта на Кавказ, и был дописан уже после его гибели. Работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий. Впервые портрет (акварель) Горбунова был приложен в виде литографии к первой части «Стихотворений М. Ю. Лермонтова», изданных еще в 1842 г. Без преувеличения можно сказать, что это — наиболее распространенный портрет поэта.

„Замечательно, как глаза и их выражение могут изобличать гениальные способности в человеке. Я, например, испытал на себе это влияние при следующем случае. Войдя в многолюдную гостиную дома, принимавшего всегда только одно самое высшее общество, я с некоторым удивлением заметил среди гостей какого-то небольшого роста пехотного армейского офицера, в весьма нещегольской армейской форме с красным воротником без всякого шитья <> я пристально посмотрел на него и так был поражен ясным и умным его взглядом, что с большим любопытством спросил об имени незнакомца. Оказалось, что этот скромный армейский офицер был никто иной, как поэт Лермонтов“.А. В. Мещерский. Воспоминания. М., 1901, стр. 86.

Это последнее прижизненное изображение поэта навевает грусть. Близко знавшие Лермонтова находили в нем большое сходство с оригиналом. Далее будет ссора и смерть.

Как офицер Лермонтов был человеком абсолютно храбрым. Он участвовал в двух очень серьезных экспедициях. Трудный человек, и для себя, и для многих других. Но близкие друзья его любили, и есть воспоминания, где он предстает совершенно очаровательным человеком, добрым и остроумным. Хотя веселым он был своеобразно. Он был саркастически весел. Сарказм и храбрость свели его в могилу.

"С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет, одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести… Я решился положить этому конец".Из показаний Н.С. Мартынова 17 июля 1841 года на следствии по делу о дуэли.

По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. «Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд.".

На второй день после гибели поэта Р. К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре.

„Посылаю по сегодняшней почте портрет Лермонтова, снятый после его смерти; брат мой, Алексей Аркадиевич, поручил его написать единственному живописцу, в то время бывшему в Пятигорске. Если не ошибаюсь, живописец был из солдатиков и живопись нехороша, но память дорога, так как это — единственный снимок“.Д. А. Столыпин — А. А. Бильдерлингу. Москва. 16 XII 1882 (ИРЛИ, ф. 524, on 4, № 32, л. 59 об.).

Портрет, написанный по заказу А. А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году был передан в Лермонтовский музей.

„Мы оба с Вягелиным пошли к квартире покойника, и тут я увидел Михаила Юрьевича на столе, уже в чистой рубашке и обращенного головой к окну. Человек его обмахивал мух с лица покойника, а живописец Шведе снимал портрет с него масляными красками“.Записки декабриста Н. И. Лорера. Приготовила к печати и комментировала М. В. Нечкина. М., 1931, стр. 261.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить. После гибели Лермонтова его прах в металлическом саркофаге был перевезен из Пятигорска и захоронен в склепе 23 апреля 1842 года. Рядом с могилами его матери и деда. В том же году над могилами была сооружена часовня.

Моя статья о Пушкине:

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник: zen.yandex.ru

Добавить комментарий