культура

10 портретов А.С. Пушкина: жизнь и смерть.

Как смотрится «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и детки. Портреты Пушкина в школах имеют специально выделеннные места и гвозди.

«Для чего твой чудный карандаш
Отрисовывают мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель»

— так шутливо отозвался поэт на работу британского живописца Дж. Доу, к огорчению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с молодости понимал необычность собственной наружности и трудности нрава.

«Еще в Лицее в 1814 году на французском языке он написал стихотворение-шутку «Мой портрет»:

В проказах — реальный бес,
Лицом похож на мортышку,
Во всем повеса повес –
Видишь Пушкин, опровергать не стану!»

Современники оставили противоречивые мемуары. Кто-то называл его наружность «консистенцией мортышки с тигром», ах кто-то считал поэта практически красавчиком; одним запомнились его задумчивые глаза, остальным — курчавые волосы. Речь поэта и его жив взор зачаровывали современников. Почти все современники отмечали изменчивость его вида, способность резко преображаться зависимо от смены настроения, от духовного состояния. О этих качествах поэта писала в собственных мемуарах Аюшки?.П.Керн: «Он был весьма неровен в воззвании: то шумно весел, то печален, то конфузлив, то дерзок, то бесконечно разлюбезен, то томительно скучен, — и недозволено было угадать, в котором он будет расположении духа через минутку».

Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, статуя. Толика субъективности в их найдется непременно: где больше, где меньше, но есть. Образ, живописец изображает образ. Отлично, если же он создается с «натуры», при жизни, ах если же уже много лет спустя, далее погибели?

Пробы вернуть наружность Пушкина с помощью посмертной маски и портретов длятся после сей денек и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что конкретно так и смотрелся поэт. И умножаются заблуждения. Аюшки? может и не жутко? Давайте разбираться!

Самой ценной частью иконографического наследства являются прижизненные изображения поэта. Конкретно они дают нам сейчас возможность узреть, как смотрелся поэт в различные периоды собственной жизни, коим он желал казаться и коим его запечатлели живописцы — мастера и дилетанты, российские и иноземцы.

1. «Пушкин-ребёнок»

1-ый узнаваемых портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру (1763 — 1852). Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает грядущего поэта ещё малышом. Портрет данный, выполненный маслом на железной доске, светловолосый малыш лет 2-3, золотистые кудряшки приметно приглажены, видимо, для портрета, огромные, выпуклые серо-голубые глаза серьезны и вдумчивы, весьма жив и естественный образ.

Любопытно, что о этом портрете Пушкина-ребенка наиболее чем 150 лет никто слыхом не слыхал. Его передал в Муниципальный музей Аюшки?.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мать поэта подарила миниатюру собственной хорошей знакомой, дочери известного доктора Матвея Яковлевича Мудрова. Длительное время он хранился в семье наследников доктора, пользовавшего семью Пушкина. Крайняя наследница династии докторов Мудровых и передала актеру миниатюру.

2. «Пушкин — ребенок»

В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неведомой старухи акварельный портрет мальчугана Пушкина. Он был в весьма нехорошем состоянии, и владелица ничего не имела возможность сказать о его происхождении.

Специалисты признали его прижизненным портретом Пушкина, изготовленным с натуры художником-любителем, предположительно учителем рисования и гувернёром в Царскосельском лицее С.Г. Чириковым. Молодой Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежайший цвет лица, русые волосы и кучерявая голова» — написал он в 15 лет. Волосы его незначительно потемнели далее перенесённого в 1819 году тифа, в своё время пришлось подстричься наголо. «В нём ничего нет негритянского», — отмечала фрейлина Аюшки?.О. Смирнова-Россет.

Недозволено не узреть огромную схожесть этого акварельного портрета с гравюрой Егора Гейтмана (1798—1829) , приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленный» 1822 г. В послесловии книжки писалось: «Издатели присовокупляют портрет создателя, в юности с него рисованный». Гейтман делал гравюру с рисунка, это был не набросок Чирикова. Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некие исследователи не опровергали способности роли в этом рисунке К. П. Брюллова.

3. «Верхушка славы»

1-ый портрет ( см. выше) выполнен карандашом в 1826 — начале 1827 гг. Оригинал картины находится во Всероссийском музее Аюшки?. С. Пушкина. 2-ой — миниатюра на костяной пластинке, выполненная акварелью и гуашью. Пушкин пребывал на верхушке поэтической славы, далее его «триумфального возврата» Михайловской ссылки. На портрете Пушкин изображен в счастливый период жизни — он в конце концов волен от жандармского надзора, признан царем и публикой.

4. «Классика жанра» — Тропинин

«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами» (С.Аюшки?. Соболевский письма к М.П. Погодину 1868 г.).

Тропинин изобразил Пушкина в три четверти, в халатике, сидячим около столика. Данный портрет домашний и романтичный. Несколько парадна лишь белоснежная рубашка поэта. Халатик не «товарищ неги праздной», ах вольная одежка вольного человека, напоминают вольную драпировку римской тоги. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его возлюбленный «магический» перстень.

С 1889 после 1937 год настоящий портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, ах потом и после сей денек — в Царскосельском пушкинском музее. Он стал обширно известен с 1860 года, в своё время с него были изготовлены фоторепродукции, распространившиеся после всей Рф.

5. «Классика жанра» — Кипренский

«Быть можно дельным человеком И мыслить о красоте ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай тиран меж людей.» — так описывал собственного Онегина Пушкин. Так можно обрисовать и самого поэта. «Парадный» портрет Пушкина различают длинноватые, холеные ноготки поэта. Особое очарование и привлекательность этого портрета ему присваивает тот факт, что живописец постоянно писал свои картины лишь с натуры, потому точности изображения можно вполне доверять.

Заказал картину ближний друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтоб на заднем плане возникло изображение Музы в виде маленькой древней бронзовой скульптуры, держащей в руках лиру. На полотне Пушкин изображен реальным щеголем. Если же не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая палитра картины довольно сдержанная и великодушная, выдержанная в мягеньких черных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется весьма светлым, живым и выразительным. Может Пушкин позируя придумывал? Самому Пушкину данный портрет приглянулся, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года. Далее погибели Дельвига (в январе 1831 года) Пушкин купил портрет у вдовы за 1000 руб.. В Третьяковскую галерею, где он находится и на данный момент, портрет перебежал семьи старшего отпрыска поэта в 1916 году.

6. «Грозный» Пушкин — взор иноземца.

Взор на Пушкина постороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским государственным гением отдал нам данный портрет. Мне кажется, что это не Пушкин. Может наши глаза «забиты» стереотипами? Может быть, что в портретах Вивьена и Гиппиуса изображение поэта поближе к реальному его лику, чем в тропинино-кипренской серии.

Живописец Густав Адольф Гиппиус (1792-1856) потрясающе обладал техникой литографии и выполнил серию портретов именитых современников, посреди которых был и портрет Пушкина. Отрисовывал сходу на камне с натуры. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтичного налета и лоска. Грозный человек всматривается в даль,черты лица скульптурно четки, сухи. Взор пристален и тревожен.

7. «Во цвете лет…»

Живописец-акварелист Петр Федорович Соколов (1791–1848) сделал один самых именитых прижизненных портретов Пушкина. Портрет работы П. Ф. Соколова известен в оригинале, подписанном художником, и в бардовской неподписной реплике с него. На акварельном портрете поэт изображен сидячим в кресле со сложенными впереди себя руками, его взор вроде бы обращен «в себя», он глубоко задумался.

8. «Странноватый» портрет

Набросок художника, скрывающегося за инициалами «И.Л.» (предположительно Ивана Линева), считается крайним прижизненным изображением поэта, но высказывалась и версия, что портрет был нарисован уже далее смерти Александра Сергеевича после литографическому изображению. Указывают на то, что голубоглазый Пушкин стает на нем кареглазым, ах его сюртук застегнут с левой стороны, что может свидетельствовать о  соответствующей для литографированных оттисков зеркальной неурядице.

Есть предположение, что организовал написание этого портрета В. Аюшки?. Жуковский (примерно в январе — марте 1836 года), пригласивший к для себя на обед Пушкина и Линева. Следует выделить, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Странноватый портрет. Похож — не похож? На голове залысины — молвят. что Пушкин растерял былое достояние собственной прически к 35 годам. Есть версия, что Линев отрисовывал картину с поэта лежащего на смертном одре: приплюснутого, с впавшим подбородком, узенькими и не рельефными губками. Но это лишь версия.

Пушкин хорошо отрисовывал, он оставил огромное количество зарисовок на полях рукописей, в текстах. Встречается огромное количество автопортретов. Но… Это уже иная история.

Это все, что же непременно касается прижизненных портретов Пушкина. Не считая того, известны 5 зарисовок лица погибшего Пушкина.

Пушкин погиб 29 января /10 февраля 1837 года в 14:45. Пушкин погиб, ах поколения живописцев старались сохранить ускользающий вид поэта, приостановить мгновение.

Живописцы, поставив в фронтальной мольберты, делали эскизы, наброски, запечатлевая Пушкина на смертном одре. За те Двух денька, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, — 30 и 31 января 1837 года, Пушкина отрисовывали три художника и два писателя: Аюшки?.Н. Мокрицкий, Ф.Аюшки?. Бруни, Аюшки?.Аюшки?. Козлов, В.Аюшки?. Жуковский, Аюшки?.И. Струговщиков.

Одним первых пришёл Аполлон Николаевич Мокрицкий. Его набросок, выполненный 29 января, вы видите наверху (направьте внимание: на рисунке отчётливо видны печати на дверях кабинета Александра Сергеевича).

«На иной денек, — вспоминал Жуковский, — мы, друзья, положили его своими руками в гроб». Картинки 2-го денька — поэт лежит уже в гробу.

К тому же посмертная маска, она была снята с лица в 1-ый денек далее погибели. Полным-полно инициативе В. Аюшки?. Жуковского в денек погибели поэта была снята посмертная маска архитектором и формовщиком Полиевктом Балиным около управлением архитектора Самуила Гальберга. Полным-полно снятой форме будет выполнено пятнадцать гипсовых отливов маски, которые В. Аюшки?. Жуковский распределит меж родными и близкими. Эти 15 копий – самые ценные.

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Аюшки?.Житков.

Источник: zen.yandex.ru